Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 10 ноября 2016 г. по делу N 33а-369/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Массина А.И., судей Пересады А.Н. и Никитчука И.В., при секретаре Санфирове В.И., с участием представителя административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения " _ Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" (далее по тексту - ФГБУ "ЦНИИ") Гавриловой М.М. и административного истца Петрова Е.А., в судебном заседании рассмотрела административное дело по его апелляционной жалобе на решение 94 гарнизонного военного суда от 20 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего ФГБУ "ЦНИИ" Петрова Е. А. об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России (далее по тексту - ДЖО) о снятии его с жилищного учета и бездействие ФГБУ "ЦНИИ", связанное с нерассмотрением его рапорта.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., выступления административного истца в поддержку доводов апелляционной жалобы и представителя административного ответчика, полагавшую необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия,-
установила:
Петров обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив свои требования, просил признать незаконным и отменить решение заместителя руководителя ДЖО от 1 марта 2016 года N 194/1/5615 и возложить на это должностное лицо обязанность восстановить его на жилищном учете и предоставить жилое помещение по адресу: _. Взыскать с административного ответчика 300 руб. в счет возмещения судебных расходов при уплате государственной пошлины и 1000 руб. в счет возмещения морального вреда.
Кроме того, административный истец просил признать незаконным бездействие ФГБУ "ЦНИИ", связанное с нерассмотрением его рапорта от 9 октября 2009 года в части признания нуждающимся в получении жилья по последнему месту службы в г. Москве.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ДЖО, возмещении морального вреда и процессуальных издержек отказал за необоснованностью, а о признании бездействия ФГБУ "ЦНИИ", связанное с нерассмотрением его рапорта от 9 октября 2009 года в связи с пропуском срока на обращение в суд без уважительных причин.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением, Петров подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение, которое бы удовлетворяло заявленные им требования.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает, что поскольку он избрал местом жительства после увольнения с военной службы г. Москву, то наличие у него в собственности жилого помещения в ином месте не является основанием для снятия его с жилищного учета.
В суде второй инстанции административный истец апелляционную жалобу по изложенному в ней основанию поддержал.
Представитель административного ответчика возражала против доводов жалобы и просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав выступления участвующих в судебном заседании лиц, рассмотрев материалы дела и изучив довод апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Обжалуемое судебное решение основано на всестороннем установлении всех имеющих значение обстоятельств дела, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено.
По делу бесспорно установлено, что Петров относится к числу военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и на весь срок военной службы подлежал обеспечению служебным жилым помещением и был в праве претендовать на обеспечение постоянным жильем только после увольнения с военной службы при не обеспеченности его жилым помещением либо обеспеченности ниже учетной нормы.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 194), Петрову с сентября 1999 года на праве собственности принадлежит ? доли, что составляет 16,3 кв. метра в праве общей долевой собственности жилого помещения общей площадью 65,18 кв. метра, расположенного по адресу: _, эта квартира была получена отцом административного истца от военного ведомства.
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии ФГБУ "ЦНИИ" от 29 октября 2002 года административный истец признан нуждающимся в получении жилого помещения по месту военной службы в г. Москве.
В октябре 2009 года Петров, в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и последующем увольнением с военной службы, обратился с рапортом к командованию ФГБУ "ЦНИИ" об обеспечении его жилым помещением по избранному постоянному месту жительстве в этом же населенном пункте.
Приказом Министра обороны РФ от 4 декабря 2012 года Петров досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений.
Приказом этого же должностного лица от 7 декабря 2012 года истец с 20 декабря 2012 года исключен из списков личного состава ФГБУ "ЦНИИ" и всех видов обеспечения, при этом его выслуга в Вооруженных Силах РФ составляла более 15 лет.
Извещением из ДЖО от 11 февраля 2014 года Петрову на состав семьи 1 человек была распределена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: _, общей площадью 44,4 кв. метра.
Обжалуемым решением должностного лица ДЖО МО РФ от 1 марта 2016 года N 194/1/5615 Петрову отказано в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания в вышеуказанной квартире и он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на таковой.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок и условия предоставления жилых помещений за счет средств федерального бюджета или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 данного Федерального закона, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054 (далее по тексту Правила).
В указанных Правилах урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации уже предоставлено право на получение жилья.
Согласно подпункту "и" п. 7 Правил избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подпунктом "а" п. 10 Правил, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
В системном толковании с действующими нормами жилищного законодательства подпункт "б" п. 7 Правил допускает возможность улучшения гражданами жилищных условий, независимо от наличия у них в собственности жилых помещений, но с учетом общих требований - наличия жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает права на получение за счет средств федерального бюджета жилых помещений военнослужащими в избранном месте жительства после увольнения с военной службы, имеющими в собственности жилые помещения по установленным нормам.
Согласно ч. ч. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях определяется исходя из учетной нормы, которая устанавливается органом местного самоуправления.
В статье 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения" учетная норма в городе Москве установлена в размере 10 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, Петров имеет в собственности жилье по установленным нормам, а поэтому, он может быть признан нуждающимся в жилом помещении по избранному месту жительства только после передачи его в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном ст. 9.1 Закона РФ от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Однако таких действий по передаче жилья государству Петров не совершил.
В силу требований п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ выявление неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет является основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких данных оспоренное Петровым решение заместителя руководителя ДЖО о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства является правомерным, а решение суда первой инстанции об отказе в заявленных требованиях административного истца законным и обоснованным.
Иное понимание и толкование административным истцом действующего законодательства по оспариваемому вопросу, отраженное им в апелляционной жалобе, о незаконности состоявшегося судебного решения не свидетельствуют.
Отказ в требовании истца о признании незаконным бездействие ФГБУ "ЦНИИ", связанного с нерассмотрением его рапорта от 9 октября 2009 года, достаточно мотивирован в обжалуемом судебном постановлении, а с выводом суда о пропуске Петровым срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, судебная коллегия соглашается.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение 94 гарнизонного военного суда от 20 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшего военнослужащего Федерального государственного бюджетного учреждения "46 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации" Петрова Е. А. об оспаривании решения Департамента жилищного обеспечения Минобороны России о снятии его с жилищного учета и бездействие ФГБУ "ЦНИИ", связанное с нерассмотрением его рапорта, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.