Судья Санкт-Петербургского городского суда Калинина И.Е., при секретаре Зинич Н.В., рассмотрев 17 ноября 2016 года в судебном заседании в помещении суда административное дело по жалобе на постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года в отношении
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управлением имущественных отношений" Министерства Обороны РФ юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Звенигородская д. 5
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управлением имущественных отношений" Министерства Обороны РФ было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения. ( л.д. 93-95)
В отношении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ должностным лицом комитета по культуре Ленинградской области был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому "дата" в период времени с 11 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин. должностным лицом Комитета по культуре Ленинградской области было проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Школа промышленная и лесотехническая, 1935 г.", расположенного по адресу: "адрес", по итогам обследования установлено, что объект находится в неудовлетворительном состоянии ( отслоение краски, демонтированы перегородки, частично дверные заполнения, территория захламлена, во внутреннем дворе демонтированные трубы и сантехнические приборы). Собственником объекта является Российская Федерация, правомочия собственника в отношении объекта осуществляет Министерство Обороны РФ, вероятным правообладателем объекта является ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ.
Ведущий специалист сектора правового обеспечения департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области " ... " А.В. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой об отмене постановления Кировского районного суда и возвращении дела на новое рассмотрение, ссылаясь на следующие основания к отмене. То, что объект культурного наследия является имуществом МО РФ и входит в имущественный комплекс военного городка N ... , подтверждается письменными объяснениями представителя ФГКУ "Северо-Западное ТУИО", право оперативного управления ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" на объект не зарегистрировано. Согласно п. 19 Устава ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ от "дата" основной целью деятельности Учреждения является осуществление в ВС учета, контроля за использованием и сохранностью имущества ВС РФ. В соответствии со ст. 47.1 Федерального закона от N 73-ФЗ 25.06.2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон 73-ФЗ) ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона. Согласно п. 1 ст. 47.3 Закона 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. Согласно абзацу второму п. 11 ст. 47.6 Закона 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением. Из объяснений представителя установлено, что объект недвижимости был передан (предоставлен) привлекаемому лицу в 2014 году. Отсутствие зарегистрированного права оперативного управления ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ на спорный объект недвижимости, сбор документов и регистрацию которого должно провести само учреждение, не является основанием для неисполнения учреждением своих обязательств по сохранению Объекта. Таким образом, ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ, путем уклонения от осуществления действий по постановке объектов недвижимого имущества Министерства обороны РФ на кадастровый учет, регистрации права собственности РФ и права оперативного управления ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" МО РФ на спорный объект недвижимости, на протяжении длительного времени допускает халатное бездействие в отношении объекта культурного наследия регионального значения, что в будущем может повлечь за собой полную утрату указанного объекта культурного наследия. В мотивировочной части постановления суда указано, что субъектами административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, являются граждане, юридические и должностные лица, на которых возложены обязанности по сохранению, правильному использованию и охране объектов культурного наследия. Указанный вывод суда является ошибочным. В соответствии с положениями Закона 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Согласно подп. 5 п. 2 ст. 33 Закона 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия. При анализе диспозиции и санкции ст. 7.13 КоАП РФ следует логический вывод, что законодателем определено, что нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия могут осуществлять любые физические, юридические и должностные лица, а не только лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 Закона 73-ФЗ.
Законный представитель ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" Реутова О.О., действующая на основании доверенности, в Санкт-Петербургский городской суд явилась, возражала против удовлетворения жалобы должностного лица. Пояснила, что ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" осуществляет деятельность по учету, распоряжению и использованию имуществом Министерства Обороны, объект культурного наследия был передан ФГКУ, однако никаких прав в отношении него ФГКУ не имеет, решается вопрос о том, кому будет передан объект и для каких целей.
Допрошенный в судебном заседании ведущий специалист сектора правового обеспечения департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области " ... " А.В. пояснил, что ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" умышленно не регистрирует право оперативного управления на объект, несмотря на что передача объекта и нахождение его на балансе ФГКУ СЗТУИО подтверждается письмом ФГКУ СЗТУИО председателю Комитета по культуре Ленинградской области от 11.08.2015 г.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, нахожу постановление суда по делу об административном правонарушении подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 47.3 Федерального Закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25.02.2002 г. обязанности содержания и использования объекта культурного наследия, либо выявленного объекта культурного наследия, несут лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 Закона, либо лица, которым земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве. Лицами, указанными в п. 11 ст. 47.6 Закона являются юридические лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, предоставлен на праве хозяйственного ведения.
Как усматривается из материалов дела, документов, подтверждающих собственность какого-либо юридического лица на объект культурного наследия, в материалах дела не имеется, как и документа, подтверждающего наличие у ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" права оперативного управления на объект, либо иного права.
Представленный должностным лицом акт приема-передачи, содержит сведения о передаче ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" учебного корпуса, двух КПП, теплицы, казарм, расположенных по адресу: "адрес", объект "Школа промышленная и лесотехническая, 1935 г." в данном перечне отсутствует, как усматривается из ответа на запрос ФГКУ СЗТУИО председателю комитета по культуре Ленинградской области, передаваемые объекты не постановлены на кадастровый учет, право оперативного управления на них не зарегистрировано.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела судьей Кировского районного суда Санкт-Петербурга все фактические обстоятельства дела были установлены полно и всесторонне, имеющиеся в деле доказательства были исследованы в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, им дана надлежащая правовая оценка, в результате которой суд пришел к обоснованному выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с тем, что ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" не является лицом, на которое Федеральным законом N 73-ФЗ возложена обязанность по сохранению и использованию объекта культурного наследия. Устав ФГКУ "Северо-Западное ТУИО" подтверждает, что ФГКУ создано для выполнения учетно-инвентаризационных и оформительских функций по отношению к имуществу Министерства Обороны и не является пользователем переданного ему имущества.
Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела судьей допущено не было.
Довод жалобы должностного лица не являются основанием к отмене постановления суда, так как основаны на неверном толковании норм права по вышеизложенным причинам.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 сентября 2016 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" - оставить без изменения, жалобу ведущего специалиста сектора правового обеспечения департамента государственной охраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Комитета по культуре Ленинградской области " ... " А.В. - без удовлетворения.
Судья Калинина И.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.