Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Птоховой З.Ю.
судей
Александровой Ю.К. и Савельевой Т.Ю.
при секретаре
Васильеве А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2016 года по гражданскому делу N 2-1577/2016 по иску Проничева Е. Ю. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в специальный стаж, признании права на досрочную пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Птоховой З.Ю., объяснения представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга - Г.Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Проничева Е.Ю. - П.Л., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Проничев Е. Ю. обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга об обязании включить периоды работы в специальный стаж, признании права на досрочную пенсию по старости.
В обоснование требований указал, что 20 октября 2014 года обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, однако решением пенсионного органа от 13 апреля 2015 года ему в этом отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, при этом в специальный стаж не включен период работы с 06 сентября 1995 года по 02 ноября 2009 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы в филиале ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками, а также период с 03 февраля 2014 года по 30 сентября 2014 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения интенсивной терапии N3 клиники научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой в Санкт-Петербурге, поскольку специальный стаж не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета. Истец не согласен с указанным решением, поскольку в спорные периоды он работал в должности врача анестезиолога-реаниматолога, занимался лечебной деятельностью в течение полного рабочего дня, имел сертификат специалиста, получал надбавку за вредность в размере 15%, имел право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
На основании изложенного, Проничев Е.Ю. обратился в суд и, уточнив требования, просил обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 06 сентября 1995 года по 02 ноября 2009 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы в филиале ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк, с 03 февраля 2014 года по настоящее время в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения интенсивной терапии N3 клиники научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой в Санкт-Петербурге; назначить досрочную пенсию по старости с момента возникновения права на нее.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2016 года на Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность зачесть в специальный стаж Проничева Е.Ю. в полуторном размере периоды работы:
- с 06 сентября 1995 года по 02 ноября 2009 года в должностях анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы в Филиале ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк;
- с 03 февраля 2014 года по 23 ноября 2015 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии N3 клиники научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии им Р. М. Горбачевой.
Также на Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга возложена обязанность назначить Проничеву Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с 23 ноября 2015 года.
В апелляционной жалобе УПФ Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга ставит вопрос об отмене постановленного судом решения, считая его незаконным и необоснованным, просит принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Истец Проничив Е.Ю. в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, направил в суд в порядке ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации своего представителя.
Третье лицо НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им Р.М. Горбачевой, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание судебной коллегии своего представителя не направил, сведений об уважительности причин неявки не представил, не просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в связи с чем на основании статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав объяснения участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно ст. 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 13 названного Закона периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 20 октября 2014 года Проничев Е.В. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Приморском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Решением от 13 апреля 2015 года истцу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ (30 лет), при этом в специальный стаж не включены периоды работы:
- с 06 сентября 1995 года по 02 ноября 2009 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы в филиале ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками;
- с 03 февраля 2014 года по настоящее время в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения интенсивной терапии N3 клиники научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой в Санкт-Петербурге, поскольку специальный стаж не подтвержден сведениями индивидуального персонифицированного учета.
С указанным решением истец не согласился и обратился в суд с требованием о включении перечисленных периодов в специальный стаж.
Разрешая требование иска в части включения в специальный стаж периода с 06 сентября 1995 года по 02 ноября 2009 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы в филиале ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк, суд правильно исходил из того, что истец осуществлял свою деятельность в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога, т.е. в должности, предусмотренном Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Соглашаясь с вышеуказанными выводами суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этих выводов доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, а также считает необходимым указать следующее.
Так, согласно положениям пункта 2 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, предусмотрено, что право на назначение пенсии за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Правила).
В силу подпункта "б" пункта 5 данных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее - Перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, предусмотрено право на включение в подсчет специального стажа в названном льготном исчислении для врачей анестезиологов-реаниматологов (врачей анестезиологов-реаниматоров) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 Списка.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
В пункте 18 вышеуказанного Постановления разъяснено, что, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Таким образом, лицу, обратившемуся за оформлением трудовой пенсии по старости по указанным основаниям, надлежало представить суду доказательства наличия необходимого стажа работы, связанного с осуществлением лечебной деятельности, в учреждении либо в структурном подразделении организации, не поименованной в Списке, но перечисленной в пункте 6 вышеназванных Правил.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Судом первой инстанции установлено, что 06 сентября 1995 года Проничев Е. Ю. принят в филиал ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк на должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделение реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, 15 сентября 2001 года переведен на должность заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, 22 декабря 2003 года переведен на должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделение реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы. В указанный период Проничев Е. Ю. работал полный рабочий день, в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, в объеме полной ставки. Учебные отпуска, отпуска без сохранения заработной платы не предоставлялись.
В соответствии с должностными инструкциями, действовавшими в спорный период, Проничев Е. Ю., как врач анестезиолог-реаниматолог и как заведующий отделением оказывал реанимационную помощь больным, обеспечивал проведение необходимых лечебно-диагностических мероприятий, дежурил по больнице в качестве врача-реаниматолога, проверял правильность и своевременность выполнения средним медицинским персоналом назначений и указаний по лечению, лабораторным исследованиям и уходу за больными.
Согласно договору о взаимном сотрудничестве между МГКБ N1 и Филиалом ГУ НИИ общей реаниматологии РАМН от 01.10.2004 г. городская клиническая больница N1 обязалась закрепить за филиалом 12 реанимационных коек, а филиал обязался осуществлять в полном объеме консультативную и лечебно-диагностическую помощь, комплектовать из своих штатов лечебный персонал и дежурные бригады отделения реанимации.
Ранее между Филиалом и ГКБ N1 Новокузнецка имелся договор о сотрудничестве от 01.06.1991 г., заключенный на аналогичных условиях.
Лечебная деятельность в спорный период осуществлялась филиалом НИИ общей реаниматологии РАМН в г. Новокузнецке на основании лицензий, выданных Городской клинической больнице N1.
Кроме того, Приказом филиала ФГБУ "НИИ общей реаниматологии имени В.А.Неговского" РАМН в г. Новокузнецк N 5 от 03 сентября 2012 года постановленосчитать отделения анестезиологии и реаниматологии NN 1,2 и 3 филиала НИИ общей реаниматологии РАМН в г. Новокузнецк внештатными подразделениями отделения реанимации и интенсивной терапии МБЛПУ "ГКБ N1".
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций.
На основании изложенного, судебная коллегия, учитывая, что городские больницы пунктом 1 Списка отнесены к учреждениям, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, принимая во внимание, что занимаемая истцом должность в указанных Списках поименована, а НИИ общей реаниматологии, по сути, является одновременно медицинской научной организацией, поименованной в Правилах, и структурным подразделением Городской клинической больницы N 1, приходит к выводу о том, что период работы истца с 06 сентября 1995 года по 02 ноября 2009 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы, заведующего отделением реанимации сочетанной и комбинированной шахтной травмы в филиале ФГБУ НИИ общей реаниматологии им. В.А. Неговского РАМН в г. Новокузнецк обоснованно включен судом первой инстанции в специальный стаж истца, при этом год работы засчитан в указанный стаж работы как один год и шесть месяцев.
Удовлетворяя требование иска в части включения в специальный стаж периода работы истца с 03 февраля 2014 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения интенсивной терапии N 3 клиники научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой в Санкт-Петербурге, суд первой инстанции исходил из того, что само по себе отсутствие соответствующих сведений на индивидуальном лицевом счете истца в спорный период не подтверждает отсутствие у истца страхового стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.
Оспаривая решение суда в указанной части, ответчик в жалобе ссылается на то, что период работы истца с 03 февраля 2014 года по 30 сентября 2014 года не подлежит включению в специальный стаж, поскольку специальный стаж не подтвержден индивидуальными сведениями персонифицированного учета.
Отклоняя данный довод, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Учитывая, что спорный период приходится на периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" он подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьями 8 и 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
В силу части 1 статьи 14 Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в Постановлении Правительства РФ от 02 октября 2014 года N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
В соответствии с пунктом 11 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Из трудовой книжки истца следует, что с 03 февраля 2014 года он принят на должность врача анастезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии N 3 клиника НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой. Трудовая книжка не содержит каких-либо исправлений либо неполных сведений, записи работодателя о приеме и увольнении внесены на основании соответствующих приказов, заверены подписью руководителя с проставлением печати.
На основании изложенного, судебная коллегия считает, что факт неуплаты страхователем страховых взносов за указанный период сам по себе не может являться основанием для возложения неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорного периода работы в трудовой стаж, поскольку действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременную и правильную уплату страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, либо ставили в зависимость выплату обязательного страхового обеспечения от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на ответчика обязанности по назначению Проничеву Е.Ю. пенсии с 23 ноября 2015 года, поскольку на указанную дату пенсионные права истца пенсионным органом не оценивались, не свидетельствуют о неправильности постановленного судом решения.
Исходя из п. 1 ст. 18 и ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г (вопрос 29), суд, рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.
Поскольку на момент рассмотрения спора право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности Проничев Е.Ю. приобрел, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию с даты, которая не ранее дня возникновения права на нее.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского суда Санкт-Петербурга от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.