Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Шиловской Н.Ю.
судей
Кудасовой Т.А., Ничковой С.С.
при секретаре
Лонгортовой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании 10 ноября 2016 года гражданское дело N 2-1727/16 по апелляционной жалобе Станева В.В. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2016 года по иску Станева В.В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства oбороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением,
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения представителя Станева В.В. - А., судебная коллегия городского суда,
УСТАНОВИЛА:
Станев В.В. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований истец указал, что проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации в период с 01.08.1998 по 29.08.2013. Приказом Министра обороны Российской Федерации N 566 от 18 июля 2013 года по личному составу Станев В.В. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В приказе Министра обороны Российской Федерации N 566 от 18 июля 2013 года указано, что Станев В.В. жилым помещением по установленным нормам не обеспечен. Изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение (улучшение) жилой площади по установленным нормам.
16 августа 2013 года приказом N 84 командира войсковой части 52859 майор Станев В.В. исключен из списков личного состава 137 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации с 29.08.2013. Выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении составляет 15 лет.
За весь период прохождения военной службы Станев В.В. жилыми помещениями по договору социального найма от Министерства обороны Российской Федерации не обеспечивался, безвозмездную финансовую помощь на приобретение или строительство жилья не получал, государственный жилищный сертификат ему не выдавался.
По мнению истца, его право на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением по договору социального найма, за счет средств Министерства обороны Российской Федерации нарушено по вине Министерства обороны Российской Федерации ( л.д. 2-4).
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, полагая его неправильным, постановленным с нарушением норм материального права.
Станев В.В., представители Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства oбороны Российской Федерации в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили /л.д. 141,144/.
Согласно части 1 статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, выслушав объяснения явившегося лица, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, учитывая, что Станев В.В. до увольнения с военной службы не обращался с заявлением к ответчику о принятии его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, тем самым нарушив заявительный порядок обращения к органу, осуществляющему принятие на учет, и, более того, не мог быть принят на учет, поскольку не был и не мог быть в надлежащем порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных
условий по договору социального найма, пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требования истца о признании за ним права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Станев В.В. проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны Российской Федерации в период с 01.08.1998 по 29.08.2013.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 566 от 18 июля 2013 года по личному составу Станев В.В. был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков личного состава войсковой части 52859 с 29 августа 2013 года ( л.д. 7-8).
Основания предоставления жилых помещения по договору социального найма военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируется Федеральным законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
По смыслу вышеприведенных положений закона нуждающимися в жилых помещениях могут быть признаны только военнослужащие, то есть лица, проходящие военную службу по контракту (призыву). Увольнение военнослужащего в запас до постановки на учет нуждающихся в жилом
помещении, предоставляемом по договору социального найма, обязанность по постановке на учет и, как следствие, обеспечению жилым помещением у федерального органа исполнительной власти не порождает. Иное противоречило бы положениям п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе
военнослужащих", которым предусмотрены гарантии со стороны государства в предоставлении жилых помещений или выделении денежных средств на их приобретение именно военнослужащим.
Таким образом, право на обеспечение жильем за счет средств Министерства обороны Российской Федерации могло быть приобретено истцом только в случае, если до увольнения с военной службы он был признан нуждающимся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий) и принят на соответствующий учет.
Как видно из материалов дела, истец был уволен с военной службы 18.07.2013. Для постановки его на учет нуждающихся в получении жилых помещений надлежало до увольнения с военной службы в порядке, установленном Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (утверждена Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280), обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченную организацию Министерства обороны Российской Федерации, каковой является Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения", с представлением предусмотренных Инструкцией документов. С указанной инструкцией истец ознакомлен, что подтверждается его подписью.
Вместе с тем, истец с таким заявлением в Федеральное государственное казенное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обратился лишь 22 апреля 2015 года с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 10.06.2015 Станеву В.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ( л.д. 39-40).
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 50, 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", исходил из того, что истец не был признан каким - либо органом Министерства обороны Российской Федерации нуждающимся в предоставлении жилого помещения.
Согласно материалам, представленным органом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, как во время прохождения службы, так и на момент увольнения ни Станев В.В., ни члены его семьи не являлись нуждающимися в предоставлении жилого помещения, так как истец зарегистрирован в " ... " квартире общей площадью " ... " кв.м,
расположенной по адресу: "адрес" ( л.д. 12), принадлежащей его матери С.Г.Б. Кроме того, супруга С.А.С. с 1994 года имеет в собственности ? доли квартиры общей площадью " ... " кв.м, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
При этом, по смыслу п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054 и пп. "б" п. 10 Инструкции, утвержденной Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 решение жилищной проблемы, а также обеспеченность жилой площадью свыше учетной нормы, являются основанием для снятия военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств фeдepального бюджета.
В данном случае Станев В.В. на момент прохождения службы был обеспечен жилым помещением, площадью, соответствующей нормам постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма по Санкт-Петербургу.
Доказательств того, что до увольнения с военной службы истец был признан нуждающимся в получении жилого помещения и включен в списки очередников для получения жилья материалы дела не содержат.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец не был ознакомлен и ему не был разъяснен порядок обеспечения жилым помещением, а именно необходимость постановки на жилищный учет в период военной службы, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 14 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, увольнению военнослужащего должен предшествовать комплекс мероприятий, направленных на соблюдение прав военнослужащих, в том числе предусмотренных п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", о невозможности увольнения определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без выяснения согласия на такое увольнение без предоставления им жилых помещений для постоянного проживания.
Порядок организации работы по проведению мероприятий, связанных с увольнением военнослужащих, установлен Министром обороны Российской Федерации в Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом от 30 сентября 2002 г. N 350.
Согласно п. п. 22, 23 Инструкции и приложению N 3 к Инструкции командир воинской части обязан провести беседу с военнослужащим о предстоящем увольнении с военной службы, после чего в представлении к увольнению с военной службы отразить вопросы обеспеченности представляемого к увольнению военнослужащего жилым помещением по нормам жилищного законодательства, его согласие на увольнение с военной
службы с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) или его согласие на получение жилого помещения или улучшение жилищных условий в избранном постоянном месте
жительства, если военнослужащий не обеспечен жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
Содержание названных норм указывает на то, что обязанность командира по выяснению согласия военнослужащего с увольнением и реализацией связанных с этим увольнением его жилищных прав предполагает обязанность командира разъяснить военнослужащему последствия такого согласия.
Следовательно, командир воинской части в ходе беседы был обязан разъяснить истцу последствия его согласия быть уволенным без постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Между тем в материалах дела представлено сопроводительное письмо о направлении приказа Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма.
На указанном письме имеется подпись Станева В.В. об ознакомлении с указанным приказом, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что ему при увольнении не был разъяснен порядок получения жилого помещения по договору социального найма не могут быть приняты во внимание по вышеуказанным обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего приняты во внимание быть не могут.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Станева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.