Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Чуфистова И.В., Стаховой Т.М.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2016 года дело N ... по апелляционной жалобе Губарева С. А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по административному исковому заявлению Губарева С. А. к Управлению записи актов гражданского состояния по Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного истца - Губарева С.А., изучив материалы дела, судебная коллегия Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Губарев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению ЗАГС по Ленинградской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по проставлению апостиля.
В обоснование требований административный истец указал, что "дата" подал заявление в Управление ЗАГС Ленинградской области о проставлении апостиля на свидетельстве о рождении его дочери, выданном Кингисеппским отделом ЗАГС Ленинградской области. Административным ответчиком было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги проставления апостиля, в связи с тем, что на свидетельстве о рождении отсутствует отчетливая подпись руководителя, оттиск гербовой печати не отчетливый, дата выдачи свидетельства не подается прочтению, документ имеет видимые следы повреждений. Административный истец считает указанное решение Управления ЗАГС Ленинградской области незаконным, нарушающим его права.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных требований Губареву С.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата".
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, "дата" Губарев С.А. обратился к административному ответчику с заявлением о проставлении апостиля на свидетельстве о рождении II-ВО N ... , выданном Кингисеппским отделом ЗАГС Ленинградской области "дата".
"дата" Управлением ЗАГС Ленинградской области было принято решение N ... об отказе в предоставлении государственной услуги проставления апостиля, со ссылкой на то, что на свидетельстве о рождении отсутствует отчетливая подпись руководителя, оттиск гербовой печати не отчетливый, дата выдачи свидетельства не подается прочтению, документ имеет видимые следы повреждений.
В соответствии со статьей 3 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от "дата", вступившей в силу для Российской Федерации "дата", единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.
В статье 5 данной Конвенции предусмотрено, что апостиль проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа.
Заполненный надлежащим образом, он удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ.
В силу ст. 13 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации, официальные документы, выданные компетентными органами Российской Федерации в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия, удостоверяются путем проставления на таких документах апостиля органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация органами записи актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно 1.1. Положения об Управлении записи актов гражданского состояния Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.03.2009 N 72, Управление записи актов гражданского состояния Ленинградской области (далее - Управление) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, обеспечивающим исполнение полномочий и функций в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на территории Ленинградской области.
В соответствии с возложенными полномочиями Управление осуществляет разработку административных регламентов исполнения (предоставления) государственных функций (услуг) в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (п.4.11); проставляет штамп "апостиль" на документах, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, подлежащих вывозу за пределы Российской Федерации (п.4.27).
В целях реализации возложенных на Управление функций приказом N ... от "дата" утвержден административный регламент (далее - Регламент) предоставления государственной услуги по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу.
В соответствии с пунктом 2.7 Регламента установлены требования к официальному документу, подлежащему вывозу за границу, представляемому для проставления апостиля: официальный документ должен содержать реквизиты, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации является обязательным (номер документа, дата выдачи документа, подпись должностного лица, гербовая печать) (п.2.7.1); официальный документ должен быть исполнен четко, подписи должностных лиц и оттиски печати, содержащиеся на нем, должны быть отчетливыми (п.2.7.2); официальный документ не должен содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, а также серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать его содержание (п.2.7.3).
Основанием для отказа в проставлении апостиля в силу п.2.12 являются:
1) наличие в официальном документе, подлежащем вывозу за границу, представленном для проставления апостиля, подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений, а также серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать его содержание (за исключением случаев, когда имеющиеся недочеты могут быть устранены органами записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления Ленинградской области);
2) представление заявителем для проставления апостиля официального документа, у которого отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации является обязательным;
3) представление заявителем для проставления апостиля утратившего силу официального документа, подлежащего вывозу за границу;
4) представление заявителем для проставления апостиля официального документа, подлежащего вывозу за границу, подпись должностного лица и(или) оттиск печати органа записи актов гражданского состояния Ленинградской области на котором не соответствуют имеющимся в управлении образцам;
5) представление заявителем для проставления апостиля официального документа, подлежащего вывозу за границу, подписанного должностным лицом, не обладающим полномочием на его подписание.
Из представленного для проставления апостиля официального документа - свидетельства о рождении Губаревой К. С., дочери административного истца, подлинник которого исследовался в суде как первой, так и апелляционной инстанций, следует, что данный документ имеет повреждения в результате воздействия влаги. Подпись руководителя органа, производившего государственную регистрацию акта гражданского состояния, размыта, не отчетлива. Не отчетливой является также дата выдачи свидетельства. На печати органа, выдавшего свидетельства, не просматривается герб. Оттиск печати не четкий.
Таким образом, представленный документ не соответствует требованиям к официальному документу, подлежащему вывозу за границу, на котором подлежит проставлению апостиль, предусмотренным п.2.7 Регламента, что не позволяло органу ЗАГС предоставить истребуемую государственную услугу, а именно удостоверить подлинность подписи, печати, которой скреплен этот документ, так того требуют положения ст.5 Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от "дата".
Довод административного истца о том, что отсутствие отчетливой подписи руководителя ЗАГС не может служить основанием для отказа в проставлении апостиля, поскольку такая подпись не является информативной и не влияет на содержание предъявленного документы, не основан на положениях подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства.
В данном случае, выявленные в представленном документе недостатки не могли быть устранены органом ЗАГС в порядке, предусмотренном п.4.28 Положения об Управлении записи актов гражданского состояния Ленинградской области, утвержденного Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.03.2009 N 72, путем запроса образца подписи конкретного должностного лица и подтверждения его права подписывать для проставления штампа "апостиль" документа, истребования образца оттиска печати органа записи актов гражданского состояния, от которого исходит документ, поскольку качество подписи и оттиска печати на документе, не позволяли в силу состояния (размытости, неотчетливости) соотнести их с образцами.
В свидетельстве о рождении Губеревой К. С. имеется также запись "вкл. От N ... ", а также штамп о выдаче паспорта " N ... ".
В то время, как действительно согласно п.29 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации", утвержденной Приказом МВД РФ от 15.09.1997 N 605, действующей на дату проставления штампа о выдаче паспорта, предусматривалось проставление в свидетельствах о рождении и других выдаваемых органами ЗАГС документах, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспортов, штампа о выдаче паспорта по форме N 6П, возможность совершения записи о выдаче вкладыша о гражданстве в свидетельстве о рождении Постановлением Правительства РФ от 09.12.1992 N950 "О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации", Инструкцией о порядке оформления и выдачи гражданам паспортов и вкладышей, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от "дата" N ... , не предусматривалась.
Следовательно, данную запись следует признать, как непредусмотренную приписку, что также свидетельствует о несоблюдении требований предъявляемых п.2.7 Регламента к официальному документу, предоставляемому для проставления апостиля.
При таких обстоятельствах, у административного ответчика имелись основания, предусмотренные п.2.12 Регламента для отказа в предоставлении государственной услуги в виде проставлении апостиля на официальном документе, подлежащем вывозу за границу.
Одновременно заявителю было разъяснено право получения повторного свидетельства о рождении в органе ЗАГС по месту хранения первого экземпляра актовой записи о рождении.
Как пояснил административный истец повторное свидетельство о рождении было получено, апостиль на нем проставлен, документ представлен по месту требования в иностранном государстве.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку обжалуемое решение органа ЗАГС соответствовало нормативным правовым актам, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушало, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Губарева С.А.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, неправильному толкованию нормативно правовых актов, а потому основанием для отмены решения по делу являться не могут.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Губарева С. А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.