Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Стаховой Т.М., Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в судебном заседании 31 августа 2016 года дело N ... по апелляционной жалобе Нейдорфа В. Э. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга к Нейдорфу В. Э. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., объяснения административного ответчика и представителя административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга обратилось в суд с административным исковым заявлением к Нейдорфу В.Э., просило взыскать с административного ответчика задолженность по страховым взносам за период с "дата" по "дата" и пени за период с "дата" по "дата".
В обоснование требований административный истец указал, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем и прекратил предпринимательскую деятельность "дата". В силу закона на Нейдорфа В.Э. возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная обязанность административным ответчиком за период с "дата" по "дата" исполнена не была. На недоимку начислены пени. Требование об уплате недоимки административным ответчиком также не исполнено.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", постановленным в порядке упрощенного (письменного) производства, административное исковое заявление Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском районе Санкт-Петербурга удовлетворено: с Нейдорфа В.Э. взыскана задолженность на обязательное пенсионное и медицинское страхование в ПФ РФ за период с "дата" по "дата" в сумме 780,51 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 153,10 рубля в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; пени за период с "дата" по "дата", в сумме 0,86 рублей на страховую часть трудовой пенсии и 0,17 рублей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а всего 934,64 рублей.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения административного ответчика и представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга от "дата", постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов согласно п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу ч. 1.1 ст.14 Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно ч.4.1 статьи 14 названного Федерального закона, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В силу ч.8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (ч. 2 названной статьи).
Согласно ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается представленными в деле материалами, что Нейдорф В.Э. являлся индивидуальным предпринимателем с "дата" и прекратил предпринимательскую деятельность "дата". За период с "дата" и по "дата" Нейдорфу В.Э. надлежало оплатить страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию в Пенсионный фонд.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга произведен расчет страховых взносов на основании ч.1.1 ст.14 Федерального закона N 212-ФЗ за период с "дата" по "дата", подлежащих уплате Нейдорфом В.Э.
С "дата" МРОТ установлен в сумме 6204,00 рублей, тариф на обязательное пенсионное страхование - 26 %, на страховую часть пенсии, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1%. Размер страховых взносов в 2016 году составляет: на обязательное пенсионное страхование - 6204*26%*12=19356,48 рублей, на обязательное медицинское страхование - 6204*5,1%*12=3796,85 рублей.
Таким образом, недоимка по страховым взносам за период с "дата" по "дата" составила: 780,51 рублей - на страховую часть трудовой пенсии, 153,10 рубля - в ФОМС.
В связи с неуплатой административным ответчиком страховых взносов за период с "дата" по "дата", административным истцом начислены за период с "дата" по "дата" пени на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии в сумме 0 руб. 86 коп. (780,51*(11:300:100)*3), а также пени на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 0 руб. 17 коп. (153,10*(11:300:100)*3).
Административный истец направил Нейдорфу В.Э. в установленный ч.2 ст.22 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" срок требование от "дата" об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов с предоставлением срока исполнения до "дата". Требование исполнено не было.
В суд административное исковое заявление подано "дата", то есть в пределах срока, установленного ч.2 ст.21 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Учитывая изложенные выше обстоятельства, руководствуясь приведенными нормами действующего законодательства, суд первой инстанции удовлетворяя требование, правомерно исходил из того, что административный ответчик является плательщиком страховых взносов в соответствие с п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", за период с "дата" по "дата" свою обязанность не исполнил, в связи с чем у Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга имелись законные основания для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки и пени. Расчет размера подлежащих уплате административным ответчиком страховых взносов за указанный период и пени, судом первой инстанции обоснованно признан правильным.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Доводы апелляционной жалобы Нейдорфа В.Э. о том, что предпринимательскую деятельность он не осуществлял, в качестве индивидуального предпринимателя не регистрировался и не должен был оплачивать страховые взносы, не подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и не могут являться основанием для отмены решения суда.
Так, административным истцом представлены материалы проверки по заявлению Нейдорфа В.Э. относительно необоснованного начисления страховых платежей.
В ходе данной проверки из МИФНС N 15 по Санкт-Петербургу были истребованы документы, послужившие основанием для регистрации в 2006 году Нейдорфа В.Э. в качестве индивидуального предпринимателя.
Из поступивших из налогового органа документов следует, что для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя Нейдорф В.Э. представил нотариально удостоверенное заявление, квитанцию об уплате государственной пошлины, копию паспорта.
Доказательств того, что в отношении Нейдорфа В.Э. были свершены противоправные деяния, связанные с изъятием удостоверяющих его личность документов и представлением их иным лицом в регистрирующий орган, административным ответчиком не представлено. В заседании суда апелляционной инстанции Нейдорф В.Э. подтвердил, что заявление о прекращении предпринимательской деятельности в целях исключения из ЕГРИП в январе 2016 г. подавал сам.
В соответствии с положениями Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) предпринимателя.
Учитывая, что указанные лица вправе в любой момент в заявительном порядке прекратить статус индивидуального предпринимателя и, соответственно, снять с себя обязанность по дальнейшей уплате указанных взносов, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями, равно как и результат предпринимательской деятельности - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам) не влияют на обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Лишь исключительные обстоятельства, препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом прекращении деятельности могут явиться основанием для освобождения от уплаты страховых взносов (п. 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, абз. 4 - 6 п. 4 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 164-О, п. 3.3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 г. N 165-О).
Размер получаемого дохода от предпринимательской деятельности влияет лишь на порядок исчисления размера страховых взносов. В данном случае размер страховых взносов определен по правилам ч.1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в минимально возможном фиксированном размере.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу закона основанием для отмены решения не является.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Нейдорфа В. Э. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.