Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ильичевой Е.В.
судей
Ивановой Ю.В., Чуфистова И.В.
при секретаре
З.Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2016 года апелляционную жалобу Циркиной А. С. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2016 года по административному делу N 2а-4791/2016 по административному иску Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга к Циркиной А. С. о взыскании обязательных платежей и санкций,
заслушав доклад судьи Ильичевой Е.В., выслушав объяснения представителя административного истца Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт - Петербурга - Л.Т.В., Циркиной А.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт-Петербурга обратилось в Выборгский районный суд Санкт - Петербурга с административным иском, в котором просило взыскать с Циркиной А.С. недоимку по оплате страховых взносов и пени в общем размере 8 422 рубля 75 копеек, в том числе:
- недоимку за "дата" год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии - 6 203 рублей 60 копеек;
- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС - 1 216 рублей 86 копеек;
- пени на недоимку за "дата" годы по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть пенсии - 837 рублей 93 копеек;
- на недоимку по обязательному медицинскому страхованию в Федеральный фонд ОМС - 164 рублей 36 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем. В силу Федерального закона N 212-ФЗ от 24 июля 2009 года ответчик обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная обязанность административным ответчиком в "дата" году исполнена не была. На недоимку начислены пени. Требование об уплате недоимки административным ответчиком также не исполнено.
Решением Выборгского районного суда Санкт - Петербурга от 28 июня 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Постановленным решением с Циркиной А.С. в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации взыскана:
- недоимка по страховым взносам за "дата" год на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии - 6 203 рублей 60 копеек;
- недоимка по страховым взносам за "дата" год на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС - 1 216 рублей 86 копеек;
- пени на недоимку за "дата" годы по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии - 837 рублей 93 копейки;
- пени на недоимку за "дата" годы по обязательному медицинскому страхованию в Федеральный фонд ОМС - 164 рубля 36 копеек.
Кроме того, с Циркиной А.С. взыскана государственная пошлина в доход государства в размере 400 рублей 00 копеек.
Не согласившись с состоявшимся решением суда, административный ответчик подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В силу части 1.1 статьи 14 Закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз; в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2 названной статьи).
Согласно статье 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Циркина А.С. являлась индивидуальным предпринимателем в период с "дата" по "дата", следовательно и страхователем по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В результате камеральной проверки по N ... от "дата" проведенной органом контроля за уплатой страховых взносов Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Выборгском районе Санкт - Петербурга у Циркиной А.С. была выявлена недоимка по страховым взносам за "дата" год на страховую часть трудовой пенсии в размере 6 203 рубля 60 копеек, а также начислены пени в связи с нарушением установленного срока уплаты страховых взносов в размере 1 216 рублей 86 копеек.
"дата" Циркиной А.С. направлено требование N ... от "дата" об оплате задолженности по страховым взносам (недоимка), пеням, штрафам в сумме 8 422 рублей 75 копеек, со сроком исполнения до "дата".
Направленное требование также содержит расчет, согласно которому задолженность исчислена исходя из обязательных платежей по страховым взносам за "дата" год:
- на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии - 6 203 рублей 60 копеек;
- на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС - 1 216 рублей 86 копеек.
Кроме того, содержит сведения о наличии у Циркиной А.С. обязанности по оплате пени на имеющуюся задолженность
- за "дата" год в период с "дата" по "дата";
- за "дата" год в период с "дата" по "дата";
- в Пенсионный фонд РФ на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии ? 837 рублей 93 копейки;
- в Федеральный фонд ОМС ? 164 рубля 36 копеек.
Полагая требования истца незаконными, Циркина А.С. ссылалась на то, что "дата" обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила освободить ее от уплаты страховых взносом за период ухода за ребенком, не достигшим полуторагодовалого возраста, с "дата" по "дата". В удовлетворении заявления было отказано, поскольку при обращении были приложены документы, из которых следует, что пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет получал ее супруг Ц.А.С.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в период с "дата" года по "дата" года административный ответчик была зарегистрирована в качестве индивидуального, однако в установленный законом срок Циркиной А.С. не были исполнены обязанности по уплате обязательных платежей и взносов за 2015 год, оплате пеней за "дата" год, в связи с чем требования о взыскании недоимки по страховым взносам подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия полагает, что данный вывод суда основан на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 16, пункта 6 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", пункта 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N1015, что подтверждается представленными при рассмотрении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 59, 62, 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в период, за который с административного ответчика взысканы суммы недоимки и пени, ответчик не осуществляла предпринимательскую деятельность, находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, в то время как получение пособия по уходу за ребенком супругом Циркиной А.С. не могло быть расценено судом как опровергающие доводы ответчика, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда, кроме того, основаны на неверном толковании норм права.
Так, положениями статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, указанными в статье 10 данного Федерального закона.
Этот период согласно пункту 2 указанной статьи засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 данного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета, выделяемые в соответствии с пунктом 2 статьи 18 указанного Федерального закона, включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, средства на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются из федерального бюджета.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком относятся к пособиям по государственному страхованию.
Индивидуальные предприниматели не уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Подпункт 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает включение в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Закона, в том числе периода получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом для подтверждения обстоятельств прекращения Циркиной А.С. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком было необходимо одновременное наличие двух факторов - временной нетрудоспособности застрахованного лица и получение им в этот период любого пособия по государственному социальному страхованию.
Административным истцом не представлено доказательств тому, что она в юридически значимый период времени получала пособие по беременности и родам, а в последующем получала пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет.
Таким образом, поскольку материалы дела не позволяют сделать вывод о том, что в страховой период "дата" годов административный истец находилась на государственном обеспечении, получала пособие, в связи с чем не осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, то судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности требований административного истца о взыскании с Циркиной А.С. задолженности по обязательным платежам и санкциям.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.