Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Э.В. Ялбаковой,
судей - С.А. Шинжиной, Б.Е. Антуха,
при секретаре - А.Ф. Абашкиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе МВА на решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 12 сентября 2016 года, которым
отказано в полном объеме в удовлетворении исковых требований МВА к финансовому отделу администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район", администрации муниципального образования "Турочакский район" о признании решения N от "дата" незаконным, возложении обязанности по назначению доплаты к страховой пенсии согласно заявлению от "дата", взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МВА обратился в суд с иском к финансовому отделу администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район" о признании решения незаконным, возложении обязанности по назначению доплаты к страховой части пенсии, взыскании компенсации морального вреда. Иск мотивирован тем, что МВА в период с "дата" занимал должность председателя Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район". На основании решения ответчика от "дата" истцу было отказано в назначении ежемесячной доплаты к страховой части пенсии за выслугу лет, мотивированный тем, что истец в период до или после замещения выборной должности председателя Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" не находился на государственной или муниципальной службе. Однако общий стаж муниципальной службы истца составляет 11 лет 4 месяца 25 дней, истец в течение 13 лет, трех созывов подряд являлся депутатом Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район", то есть занимал выборную должность. Истец просил признать решение комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования "Турочакский район" N от "дата" незаконным, возложить обязанность начислить доплату к страховой части пенсии за выслугу лет согласно заявлению от "данные изъяты" взыскать с администрации муниципального образования "Турочакский район" компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты".
Определением Турочакского районного суда Республики Алтай от 5 августа 2016 года администрация муниципального образования "Турочакский район" привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым МВА в апелляционной жалобе выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая, что решение является незаконным и необоснованным, вынесено с неправильным определением обстоятельств дела, с нарушением норм материального и процессуального права. Поскольку, днем окончания его полномочий по замещению муниципальной должности является "дата", то должны применяться нормы законодательства, действующие на момент прекращения им полномочий председателя Турочакского районного Совета депутатов, т.е. "дата". Однако суд незаконно применил положения ст.3 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 года N52-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления в Республике Алтай", действующий в редакции от 03.06.2016 года N44-РЗ, положения которого вступили в законную силу 17 июня 2016 года. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в любой период до замещения выборных муниципальных должностей или в любой период после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе. Поскольку, общий стаж замещаемой МВА муниципальной службы составил 11 лет 4 месяца 25 дней, то он имеет право на доплату к пенсии. Суд ссылается на решение районного Совета депутатов от 26.05.2016 года N27-6 "Об официальном разъяснении (толковании) применения абз.2 ч.2 ст.4.9 Устава муниципального образования "Турочакский район", однако оно не регулирует вопросы исчисления стажа муниципальной службы и не может применяться.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации МО "Турочакский район" указывает на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав МВА поддержавшего жалобу, представителя ответчика Самохвалову В.Г., полагавшую решение суда подлежащим оставлению без изменения, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку вынесено с неправильным толкованием норм материального права.
Судом установлено, что МВА с "дата" (2 год 11 месяцев 21 день) проходил службу по призыву в рядах Советской Армии, с 10.11.1997 по "дата" работал "данные изъяты" (8 месяцев 18 дней), с "дата" работал "данные изъяты" (1 год 5 месяцев 22 дня), с "дата". работал "данные изъяты" (11 дней), с "дата". работал "данные изъяты" (2 года 6 месяцев 25 дней). Итого стаж МВА по муниципальной службе составляет 6 лет 9 месяцев 7 дней.
С "дата" МВА осуществлял полномочия выборного должностного лица местного самоуправления - председателя постоянной комиссии по экономическому развитию, предпринимательству, бюджету и финансам Турочакского районного Совета депутатов (3 года 6 месяцев 6 дней). С "дата" он занимал должность председателя Совета депутатов МО "Турочакский район" (1 год 1 месяц 19 дней). Итого общий стаж МВА по муниципальной службе и по замещению выборной муниципальной должности составляет 11 лет 4 месяца 25 дней.
"дата" МВА обратился в финансовый отдел администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район" с заявлением об установлении ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии как лицу, замещавшему должность председателя Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район".
Приказом руководителя финансового отдела Администрации Турочакского района МО "Турочакский район" N от "дата" создана Комиссия по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим МО "Турочакский район". Данная комиссия уполномочена по рассмотрению заявления МВА
Решением Комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим МО "Турочакский район" N от "дата" МВА отказано в выплате доплаты за выслугу лет к страховой пенсии, в связи с тем, что в период до замещения выборной должности он не находился на государственной или муниципальной службе.
Решением финансового отдела Администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район" N от "дата" на основании п.2 ст.4.9 Устава МО "Турочакский район" МВА. отказано в выплате доплаты за выслугу лет к страховой пенсии в связи с тем, что в период до замещения выборной должности он не находился на государственной или муниципальной службе.
Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, применил к спорным правоотношениям пункт 2 статьи 4.9 Устава МО "Турочакский район" и официальное разъяснение Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" от 26 мая 2016 года "О разъяснении пункта 2 статьи 4.9. Устава района" о том, что нахождение лица на государственной гражданской или муниципальной службе должно быть непосредственно до или после замещения выборной муниципальной должности, и пришел к выводу о том, что поскольку отсутствуют доказательства того, что истец непосредственно до или после замещения должности председателя Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" не находился на государственной гражданской или муниципальной службе, соответственно, решение Комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим МО "Турочакский район" N 1 от 20 февраля 2016 года является законным.
Однако, судебная коллегия полагает, что решение Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" от 26 мая 2016 года N 27-6 "Об официальном разъяснении (толковании) применения абзаца 2 части 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования "Турочакский район"" не может быть применено при рассмотрении данного гражданского дела, в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 данного Федерального закона).
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 указанного Федерального закона в систему муниципальных правовых актов входят: 1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).
Как следует из пункта 2 статьи 4.9 Устава МО "Турочакский район" выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии замещения выборных муниципальных должностей не менее одного года и освобождения от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями. Выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии при условии, если в период до замещения выборных муниципальных должностей или после их замещения они находились на государственной гражданской или муниципальной службе и имеют стаж государственной гражданской и (или) муниципальной службы с учетом замещения выборных должностей не менее 10 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы исчисляется в соответствии с федеральным законодательством, стаж муниципальной службы исчисляется в соответствии муниципальными правовыми актами. Периоды замещения должностей на предприятиях, в учреждениях и организациях, требующих оценки опыта и знаний работы, приобретенных на этих должностях, при исчислении стажа государственной и (или) муниципальной службы не рассматриваются. Данная статья Устава вступила в законную силу с 31.05.2012 года.
Решением Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" от 26 мая 2016 года N 27-6 "Об официальном разъяснении (толковании) применения абзаца 2 части 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования "Турочакский район"" официально разъяснено, что выборные лица, осуществляющие полномочия на постоянной основе, имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии при условии, если в период непосредственно до замещения выборных муниципальных должностей, или после они находились на государственной гражданской или муниципальной службе, то есть замещали должность государственной или муниципальной службы непосредственно до замещения выборной муниципальной должности, или после ее замещения.
Согласно ст.4.2 Устава района к полномочиям Совета депутатов относится принятие Устава района и внесение в него изменений и дополнений.
Поскольку ни Устав района, ни Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не содержит такого полномочия Совета депутатов как принятие решений об официальном разъяснении (толковании) положений Устава района, соответственно решение Совета депутатов муниципального образования "Турочакский район" от 26 мая 2016 года N 27-6 "Об официальном разъяснении (толковании) применения абзаца 2 части 2 ст. 4.9. Устава муниципального образования "Турочакский район"" не может быть применено при разрешении настоящего спора. Как указано в Уставе района, Совет депутатов уполномочен вносить в Устав района изменения или дополнения, которые приобретут законную силу послу их опубликования. Следовательно, при разрешении спора подлежит применению статья 4.9 Устава района, в которой не указано, что выборное лицо, осуществляющее полномочия на постоянной основе, имеет право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, в случае если он непосредственно до замещения выборных муниципальных должностей, или после находился на государственной гражданской или муниципальной службе.
При таких обстоятельствах, МВА соответствует всем требованиям статьи 4.9. Устава МО "Турочакский район" и имеет право на ежемесячную доплату к пенсии со дня обращения с заявлением, а решение Комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования "Турочакский район" N от "дата" "Об отказе МВА в выплате доплаты за выслугу лет к страховой пенсии" является незаконным, администрация МО "Турочакский район" в лице Комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования "Турочакский район" Финансового отдела Администрации Турочакского района МО "Турочакский район" обязана назначить и производить МВА доплату к страховой пенсии за муниципальный стаж с "дата".
Исковое требование МВА о взыскании компенсации морального вреда в размере "данные изъяты", причиненного ему принятием решения финансового отдела Администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район" об отказе ему в выплате доплаты за выслугу лет к страховой пенсии, не подлежит удовлетворению с учетом положений статьи 151 ГК РФ, так как МВА заявлено исковое требование материального характера.
Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, регулирующие вопросы дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, при наличии предусмотренных законом оснований отказал МВА в праве на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу отменить решение суда, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска МВА частично.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Турочакского районного суда Республики Алтай от 12 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования МВА удовлетворить в части.
Признать незаконным решение Комиссии по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования "Турочакский район" Финансового отдела Администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район" N от "дата" "Об отказе МВА в выплате доплаты за выслугу лет к страховой пенсии".
Возложить на Комиссию по назначению, перерасчету и выплате пенсии за выслугу лет выборным лицам, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе и муниципальным служащим муниципального образования "Турочакский район" Финансового отдела Администрации Турочакского района муниципального образования "Турочакский район" обязанность начислить и производить МВА доплату к страховой пенсии за муниципальный стаж с "дата".
В удовлетворении искового требования МВА к администрации муниципального образования "Турочакский район" о взыскании компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" отказать.
Председательствующий Э.В. Ялбакова
Судьи С.А. Шинжина
Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.