Судья Верховного Суда Республики Крым Н.Р. Мостовенко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2016 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2016 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Крым в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Ефимов В.В. просит об отмене вышеназванного постановления.
Жалоба мотивирована тем, что Ефимов В.В. не является организатором публичного мероприятия (им является ФИО2 и представитель по доверенности ФИО5), а является лишь уполномоченным лицом на проведения пикетирования - участником публичного мероприятия.
Ни в письме главы администрации г. Алушта Республики Крым, ни в Федеральном законе от 19 июня 2004 года N54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ни в Законе Республики Крым от 21 августа 2014 года N56-ЗРК "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в Республике Крым" не предусмотрены последствия не подписания такого уведомления всеми лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.
Судом первой инстанции не установлено: кем является Ефимов В.В. - участником или организатором; является ли действительным уведомление ФИО2 от 31 августа 2016 года и нормами каких нормативных актов это предусмотрено; является ли письмо главы администрации г. Алушта Республики Крым от 1 сентября 2016 года на уведомление ФИО2 от 31 августа 2016 года требованием согласования изменений по его мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Протокол об административном правонарушении составлен без участия понятых и был направлен в суд правоохранительными органами по истечении трех дней.
По мнению заявителя, поскольку он является лишь участником публичного мероприятия, инкриминируемое ему правонарушение является малозначительным.
Участники по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщили. Не представили каких-либо доказательств невозможности явки в суд.
Как следует из административного материала, судебное заседание по рассмотрению жалобы назначено на 05.12.2016г. определением от 14.10.2016г., судебные повестки-извещения направлены участникам дела об административном правонарушении, по всем адресам, имеющимся в административном материале.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что участники дела об административном правонарушении извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в их отсутствие, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие участников дела об административном правонарушении.
Суд, изучив доводы жалобы и материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ установлено, что нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Из протокола об административном правонарушении от 3 сентября 2016 года NРК-139552 следует, что 3 сентября 2016 года в 14:30 Ефимов В.В., по адресу: пл. Советская, 1 в г. Алушта организовал публичное мероприятие в форме одиночного пикетирования с использованием сборно-разборной конструкции с нарушением установленного порядка организации и проведения пикетирования, чем нарушил ч. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 7 Федерального Закона N54-ФЗ.
В качестве доказательств, подтверждающих вину Ефимов В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, суд первой инстанции дал оценку следующим доказательствам: протоколу об административном правонарушении РК -139552 от 3 сентября 2016 года; протоколу осмотра места происшествия от 3 сентября 2016 года с фототаблицей; письменным объяснениям ФИО6, ФИО7 от 3 сентября 2016 года; рапорту сотрудника полиции от 3 сентября 2016 года; письменным объяснениям ФИО8 от 5 сентября 2016 года; копиям писем-ответов Администрации города Алушта от 1 сентября 2016 года и от 29 августа 2016 года на имя ФИО2; копиям уведомлений о проведении публичного агитационного мероприятия от кандидата в депутаты ФИО2 от 31 августа 2016 года и от 25 августа 2016 года; копиями распоряжений организатора пикетирования о назначении уполномоченных лиц 31 августа 2016 года и от 25 августа 2016 года.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Право на предвыборную агитацию закреплено в статье 9 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N20-ФЗ (ред. от 5 апреля 2016 г.) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N20-ФЗ), в допускаемых законом формах и законными методами.
В силу ч. 3 ст. 62 вышеназванного Закона, предвыборная агитация может проводиться:
1) на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) другими не запрещенными настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами методами.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 62 Закон N20-ФЗ, в случаях, указанных в части 9.1 настоящей статьи, получение согласия на использование соответствующих изображений не требуется.
Согласно статье 67 Закона N20-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие политическим партиям, зарегистрированным кандидатам в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.
Уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Формы публичных мероприятий и порядок их проведения урегулированы Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 2 данного Федерального закона предусмотрено, что собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов; митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации; шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам; пикетированием является форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Иных форм проведения публичных мероприятий законом не установлено.
При этом, необходимый для правильной квалификации совершенного Ефимовым В.В. деяния вопрос о том, относятся ли предпринятые им действия к какой-либо из предусмотренных Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" форм публичных мероприятий, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разрешен не был.
Доказательства, подтверждающие совершение Ефимовым В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося в нарушении организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, в материалах дела отсутствуют.
Из материалов дела следует, что кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N19 "Республика Крым - Симферопольский одномандатный избирательный округ" ФИО2 осуществляла предвыборную агитацию с использованием установки быстровозводимой сборно-разборной конструкции, на которой находилось ее изображение.
Согласно Распоряжения организатора ФИО2 - в лице ее представителя ФИО5 назначены лица, уполномоченные для проведения, в т.ч. Ефимов В.В. (л.д.23, 38-39), действующий на основании договора от 10 августа 2016 года (л.д.40).
Кроме того, протокол об административном правонарушении не содержит сведений о наличии понятых.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, оснований признать постановление законным и обоснованным не имеется, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 - удовлетворить.
Постановление Алуштинского городского суда Республики Крым от 28 сентября 2016 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Судья (подпись) Н.Р. Мостовенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.