Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Чирцова Д.А., поступившую в суд кассационной инстанции 5 сентября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июля 2016 года по делу по иску Чирцова Д.А. к ГУ - ГУ ПФ Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода работы в должности бортпроводника старшего, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
Установил:
Чирцов Д.А. обратился в суд к ГУ - ГУ ПФ Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области с иском о признании решения N 8 от 14 января 2016 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода работы с 27 марта 2003 года по 7 декабря 2015 года в должности бортпроводника старшего в ОАО Авиакомпания "Трансаэро", назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях" с момента обращения за ее назначением, то есть с 23 октября 2015 года.
В обоснование заявленных требований Чирцов Д.А. указал, что оснований для отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, так как в указанный период времени он работал на работе с вредными условиями труда и имеет необходимый специальный стаж для досрочного назначения пенсии.
Решением Кунцевского районного суда от 15 марта 2016 года постановлено:
Признать незаконным решение Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области, оформленное протоколом N 8 от 14 января 2016 года, об отказе в назначении Чирцову Д.А. досрочной страховой пенсии по старости.
Обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области включить Чирцову Д.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период работы Чирцова Дениса Александровича с 27 марта 2003 года по 07 декабря 2015 года в должности бортпроводника, бортпроводника старшего в ОАО Авиакомпания "Трансаэро".
Обязать Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области назначить Чирцову Д.А. досрочную страховую пенсию по старости с 23 октября 2015 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июля 2016 года решение суда отменено и по делу постановлено новое решение об отказе Чирцову Д.А. в удовлетворении заявленных исковых требований.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июля 2016 года и оставлении в силе решения Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 марта 2016 года.
13 сентября 2016 года дело истребовано из суда первой инстанции для проверки в кассационном порядке и 23 сентября 2016 года поступило в Московский городской суд.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Чирцов Д.А., -, 23 октября 2015 года обратился в ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ-ГУ ПФР N 2 по Москве и Московской области (протокол N 8) от 14 января 2016 года Чирцову Д.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа работы в летном составе гражданской авиации, поскольку право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" имеют члены экипажа из числа летного состава, тогда как занимаемые истцом должности бортпроводника и бортпроводника старшего входят в состав кабинного экипажа, а не летного экипажа, и, кроме того, должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, в связи с чем истец не обладает правом на досрочное назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Кроме того, комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан был рассмотрен вопрос о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости на основании п.1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", и по результатам рассмотрения принято решение об отказе ввиду отсутствия у истца необходимого страхового стажа и возраста, поскольку специальный стаж составил 11 лет 02 месяца 02 дня, а страховой стаж - 18 лет 04 месяца 21 день (при требуемом 20 лет), возраст истца на момент обращения - 36 лет 07 месяцев (при требуемом 50 лет).
При этом в подсчет специального стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, не включены следующие периоды: периоды наземной работы истца по состоянию здоровья с 23 мая 2008 года по 2 декабря 2008 года, с 27 августа 2012 года по 3 сентября 2012 года в соответствии с п.9 Правил N 516; с 3 марта 2008 года по 31 декабря 2008 года, поскольку индивидуальными сведениями не подтвержден код особых условий труда.
Также в специальный трудовой стаж и страховой стаж не включены периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы с 17 октября 2012 года по 25 октября 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 1 мая 2013 года.
Согласно трудовой книжке истца Чирцов Д.А. работал в ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" с 27 марта 2003 года по 22 мая 2003 года в должности бортпроводника-стажера службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 23 мая 2003 года по 10 октября 2004 года - в должности бортпроводника службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, с 11 октября 2004 года по 30 сентября 2007 года - в должности бортпроводника старшего второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 1 октября 2007 года по 8 января 2008 года - в должности бортпроводника старшего четвертого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 9 января 2008 года по 31 марта 2011 года - в должности бортпроводника старшего шестого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 1 апреля 2011 года по 28 февраля 2014 года - в должности бортпроводника старшего семнадцатого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, с 1 марта 2014 года по 7 декабря 2015 года - в должности бортпроводника старшего второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса.
Как указано в справке о налете часов по годам и типам самолетов, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании летной книжки истца, общий налет Чирцова Д.А. в составе экипажа воздушного судна с начала летной работы по сентябрь 2015 года составляет 9 423 часа 19 мин., из них: в качестве бортпроводника и бортпроводника старшего - 9 423 часа 19 мин. (л.д. 17).
Согласно справке N 11.03-4500 от 12 октября 2015 года, выданной ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" на основании приказов о приеме истца на работу, переводах, карты аттестации рабочего места по условиям труда, летной книжки, лицевых счетов, 27 марта 2003 года Чирцов Д.А. был принят на должность бортпроводника-стажера службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, 23 мая 2003 года - переведен на должность бортпроводника службы экипажа пассажирской кабины департамента сервиса, 11 октября 2004 года - на должность бортпроводника старшего второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 1 октября 2007 года -на должность бортпроводника старшего четвертого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 9 января 2008 года - на должность бортпроводника старшего шестого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 1 апреля 2011 года - на должность бортпроводника старшего семнадцатого отделения службы бортпроводников департамента сервиса, 1 марта 2014 года - на должность бортпроводника старшего второго отделения службы бортпроводников департамента сервиса.
С 23 мая 2008 года по 2 декабря 2008 года, с 27 августа 2012 года по 3 сентября 2012 года истец был переведен на более легкую наземную работу по состоянию здоровья.
С 17 октября 2012 года по 25 октября 2012 года, с 23 апреля 2013 года по 1 мая 2013 года истец находился в отпусках без сохранения заработной платы. Учебных отпусков и отпусков по уходу за ребенком у истца не было.
Чирцов Д.А. был занят на работе полный рабочий день, полную рабочую неделю. Работы с сокращенным рабочим днем, а также совмещения профессий у истца не было.
Период работы с 27 марта 2003 года по 31 января 2015 года подлежит включению в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение согласно Постановлению Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и Постановлению Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 года N 517 по Списку N 1 раздел XXI (Транспорт) позиция "12003000-11217 Бортпроводники" (л.д. 21).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что заявленные Чирцовым Д.А. исковые требования подлежат удовлетворению на том основании, что занимаемые им в спорный период работы должности предусмотрены Списком N 1, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 1991 года N 10, и в силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, относятся к кабинному экипажу, который в совокупности с летным экипажем образует экипаж воздушного судна, из чего следует, что указанные должности соответствуют требованиям п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ и Списку должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров от 04 сентября 1991 года N 459, и работа на них подлежит включению в специальный стаж истца как работа в летном составе гражданской авиации.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и отменил решение суда, постановив новое решение об отказе Чирцову Д.А. в иске.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая Чирцову Д.А. в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия исходила из того, что должность бортпроводника не входит в летный состав гражданской авиации, как того требуют положения п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, вследствие чего у суда отсутствовали основания для включения спорных периодов работы истца в специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с данным пунктом.
Данные выводы суда апелляционной инстанции в полной мере соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.
Пунктом 1 ст. 56 ВК Российской Федерации предусмотрено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2).
Списком должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено членам экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
В соответствии с подп. "з" п. 1 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу п. 3 указанного Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 19 марта 2009 г. N 260-О-О, Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. "з" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 ВК Российской Федерации экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со ст. 22 ВК СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.
Положениями пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на досрочное назначение пенсии по старости имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Между тем работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна, в связи с чем, бортпроводник не входит в летный состав экипажа, в силу чего права на пенсионное обеспечение по пп. 13 ч. 1 ст. 30 Закона не имеет.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция пришла к выводу об отсутствии законных оснований для включения Чирцову Д.А. спорных периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение пенсии на основании п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Одновременно судебная коллегия указала на то, что должность бортпроводника предусмотрена Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в связи с чем работа в указанной должности дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях труда на основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ при условии соблюдения требований, предусмотренных данной нормой, а именно: мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.
Выражая несогласие с определением апелляционной инстанции, заявитель оспаривает выводы суда о том, что бортпроводник не входит в летный состав экипажа воздушного судна, ссылаясь, в том числе, на Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года, согласно которому кабинный экипаж, в состав которого входят бортпроводники, в совокупности с летным экипажем составляют экипаж воздушного судна, и, следовательно, являются членами экипажа воздушного судна (ответ на вопрос N 3).
Между тем, как усматривается из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного суда Верховного Суда Российской Федерации 06 июля 2016 года, из вышеуказанного Обзора был отозван ответ на вопрос N 3 о том, имеют ли право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2002 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации.
Доводы кассационной жалобы о том, что решение суда апелляционной инстанции противоречит сложившейся судебной практике, являются ошибочными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу своей компетенции, установленной положениями ч. 1 ст. 390 ГПК Российской Федерации, а также применительно к ст. 387 ГПК Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
Таким образом, доводы кассационной жалобы выводов суда не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
На основании изложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 381 ГПК Российской Федерации,
определил:
в передаче кассационной жалобы Чирцова Д.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 июля 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья Московского городского суда |
Масленникова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.