Судья Московского городского суда Масленникова Л.В., изучив кассационную жалобу Кириллова П.А., Кирилловой Е.Н., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кириллова К.П. и Кирилловой С.П., поступившую в суд кассационной инстанции 22 сентября 2016 года, на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2016 года по делу по иску Кириллова П.А., Кирилловой Е.Н., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кириллова К.П. и Кирилловой С.П., к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет, обязании внести изменения в протокол заседания комиссии, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
Установил:
Кириллов П.А., Кириллова Е.Н., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кириллова К.П. и Кирилловой С.П., обратились в суд к Федеральной службы исполнения наказаний России с иском о признании незаконным решения комиссии от 25 августа 2015 года об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании за Кирилловым П.А. права на постановку на учет, обязании внести изменения в протокол заседания комиссии в части постановки их на учет, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с сохранением очередности и с учетом наступившей очереди предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что решением комиссии ФСИН России N 52 от 25 августа 2015 года Кириллову П.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, однако указанное решение является незаконным, поскольку ими были предоставлены все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, документы о совместном проживании супругов, но, несмотря на это Комиссия пришла к ошибочному выводу об их раздельном проживании, и, кроме того, документы были рассмотрены комиссией с нарушением трехмесячного срока.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года постановлено:
Отказать Кириллову П.А., Кирилловой Е.Н., также в интересах несовершеннолетних Кириллова К.П. и Кирилловой С.П., в удовлетворении исковых требований к Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии, признании права на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, внесении изменений в протокол, постановке на учет с сохранением очередности, предоставлении выплаты.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2016 года решение суда оставлено без изменений.
10 октября 2016 года данное дело истребовано из Замоскворецкого районного суда г. Москвы для проверки в кассационном порядке и 21 ноября 2016 года поступило в Московский городской суд.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных.
В соответствии со ст. 387 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Судом установлено, что 17 декабря 2013 года Кириллов П.А. обратился в территориальную подкомиссию с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно представленным Кирилловым П.А. в комиссию документам, в состав его семьи входили: Кириллов П.А., его супруга - Кириллова (Митрохина) Е.Н., сын - Кириллов К.П., -, дочь - Кириллова С.П., -.
Кириллов П.А. с 10 декабря 1996 года постоянно зарегистрирован по адресу: -.
Согласно выписке из лицевого счета и выписке из домовой книги, вышеуказанное жилое помещение общей площадью - принадлежит на праве собственности матери Кириллова П.А. - Кирилловой В.Н., в нем постоянно зарегистрировано 3 человека.
Кириллова Е.Н. с детьми с 7 февраля 2012 года постоянно зарегистрирована по адресу: -.
Собственником данного жилого помещения является отец Кирилловой Е.Н. - Митрохин Н.С., в нем постоянно зарегистрировано 4 человека.
Выписка из финансового лицевого счета на указанное жилое помещение не представлена, по представленным документам определить метраж жилого помещения не представляется возможным.
В период с 20 марта 2001 года по 7 февраля 2012 года Кириллова Е.Н. была зарегистрирована по адресу: -.
Согласно выписке из домовой книги, общая площадь данной квартиры -, собственниками указанного жилого помещения являются Потапов В.М. и Потапова В.С.
Дети Кириллова П.А. с 22 декабря 2010 года по16 августа 2015 года временно зарегистрированы по адресу: -. Выписка из домовой книги, финансово-лицевой счет или заменяющие документы не представлены.
Решением Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 25 августа 2015 года (выписка из протокола N 52 от 25 августа 2015 года) в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Кириллову П.А. отказано в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (ст. 31 ЖК Российской Федерации, так как заявитель является членом семьи собственника жилого помещения).
При рассмотрении вопроса о постановке Кириллова П.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, комиссией ФСИН России было установлено, что Кириллов П.А., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в то же время имеет право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: -, -, находящейся в собственности его матери. Супруга Кириллова П.А. с детьми, также. претендуя на постановку на учет для получения указанной выплаты, имеет право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: -, находящейся в собственности ее отца.
В этой связи, рассмотрев рапорт Кириллова П.А., комиссия ФСИН России пришла к выводу о том, что Кириллов П.А. был вселен в принадлежащую его матери квартиру по адресу: -, как член семьи собственника жилого помещения, имеет право проживания и пользования этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров общей площади жилого помещения (- кв. метров), собственник жилого помещения признает за истцом право пользования жилым помещением, как за членом семьи собственника. Супруга Кириллова П.А. с детьми была вселена в принадлежащую ее отцу квартиру, расположенную по адресу: -, как член семьи собственника жилого помещения, имеет право проживания и пользования этим жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственником, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, на каждого члена семьи приходится более - кв. метров общей площади жилого помещения (16,17 кв. метров), собственник жилого помещения признает за истцом и ее детьми право пользования жилым помещением как за членом семьи собственника.
Кроме того, из представленных материалов не установлен факт совместного проживания Кириллова П.А. с семьей.
На основании изложенного, 25 августа 2015 года комиссией ФСИН России было принято решение об отказе Кириллову П.А. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку у истца не возникло право на получение указанной выплаты в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи истца превысила 15 кв. метров.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из положений ст. ст. 1, 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты", ст. ст. 30, 31 ЖК РФ, п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками, проходящими службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Кириллов П.А. обеспечен общей площадью в жилом помещении размером более 15 кв. метров на одного члена его семьи, то решение комиссии 25 августа 2015 года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является законным и обоснованным, а заявленные истцами требования не основаны на приведенных выше правовых нормах и удовлетворению не подлежат.
Апелляционная инстанция с такими выводами суда согласилась.
Выражая несогласие с судебными актами, заявители оспаривают выводы судов об обеспеченности Кириллова П.А. общей площадью жилого помещения по установленной законом норме.
Так, исходя из того, что в квартире по адресу: -, кроме Кирилловой Е.Н., ее отца и детей, зарегистрированы еще 4 человека, о чем свидетельствует представленная ими в апелляционную инстанцию выписка из домовой книги по указанному адресу, заявители полагают, что выводы судебных инстанций относительно обеспеченности Кириллова П.А. общей площадью в жилом помещении со ссылкой на ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не основаны на законе.
Между тем указанный довод заявителей основан на ошибочном толковании норм материального права и установленных по делу обстоятельств.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 3 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 4 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (п. 7 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Данные правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ случаях - членам семей сотрудников и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (п. 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Согласно п. 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31 и 69 ЖК Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы, а случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт "з" и подпункт "и" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Кириллова П.П. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужил факт обеспеченности истца общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Данное решение было принято Комиссией исходя из сведений, содержащихся в документах, представленных Кирилловым П.А. вместе с рапортом от 17 декабря 2013 года.
Как было указано выше, согласно представленной Кирилловым П.А. в Комиссию ФСИН России выписке из домовой книги по адресу: -, Кириллова Е.Н. с детьми постоянно зарегистрирована по данному адресу с 7 февраля 2012 года, собственником названного жилого помещения является отец Кирилловой Е.Н. - Митрохин Н.С. и в нем постоянно зарегистрировано 4 человека.
Согласно Техническому паспорту на домовладение (здание) расположенное по адресу: -, в которой зарегистрирована Кириллова Е.Н. вместе с детьми и отцом, составляет -.м.
Таким образом, учитывая представленные Кирилловым П.А. в Комиссию ФСИН России данные о количестве лиц, зарегистрированных в квартире N 1 по адресу: -), и исходя из размера общей площади данного жилого помещения (64,7 кв.м), на каждого члена семьи приходится более 15 кв. метров общей площади жилого помещения (16,17 кв. метров).
Сведения об ином количестве лиц, зарегистрированных в указанном жилом помещении, Кирилловым П.А. в Комиссию ФСИН не предоставлялись и предметом рассмотрения Комиссии не являлись.
Из изложенного следует, что у ответчика имелись правовые основания для отказа в постановке Кириллова П.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты,
Более того, Кириллов П.А. не лишен возможности повторно обратиться с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, предоставив все перечисленные в пункте 5 Правил документы, содержащие полную и достоверную информацию о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, имеющих непосредственное отношение к вопросу о постановке на учет для получения названной выплаты.
Доводы заявителей о невозможности встать на регистрационный учет, как по месту жительства, так и по месту пребывая по адресу своего фактического проживания, не являлись предметом рассмотрения настоящего спора и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в отказе в удовлетворении ходатайства истца об истребовании дополнительных доказательств по делу, не влекут отмену судебных постановлений, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 57, ст. 166 ГПК Российской Федерации право суда удовлетворить либо, напротив, отклонить заявленное ходатайство, связано исключительно с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела и отнесено процессуальным законом к компетенции судов общей юрисдикции. В этой связи суд первой инстанции вправе отказать в удовлетворении заявленных ходатайств и признать имеющиеся доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу.
Иные доводы кассационной жалобы касаются не материально-правовой, а доказательной стороны спора. Вместе с тем, изменение данной оценки не входит в компетенцию суда кассационной инстанции согласно положениям главы 41 ГПК Российской Федерации.
С учётом изложенного оснований, предусмотренных ст. 387 ГПК Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений вступивших в законную силу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 383, 387 ГПК Российской Федерации,
Определил:
в передаче кассационной жалобы Кириллова П.А., Кирилловой Е.Н., действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних Кириллова К.П. и Кирилловой С.П., на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 февраля 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26 мая 2016 года для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Московского городского суда Масленникова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.