Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу представителя Брондукова А.В. - Гурина К.А. по доверенности, поступившую 13 октября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 августа 2016 года по делу по иску Брондукова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты,
установил:
Брондуков А.В. обратился в суд с иском к Управлению ФСИН России по Московской области, ФСИН России о признании незаконным решения от 28.04.2015 г. об отказе в принятии Брондукова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в котором также просил обязать ответчиков поставить истца на учет для получения указанной социальной выплаты с даты подачи заявления, произвести выплату в соответствии с действующим законодательством, взыскать с Управления ФСИН России по Московской области компенсацию морального вреда в размере *** руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы с 2007 г., на дату обращения в суд его выслуга составила более 15 лет, а жилищные условия его семьи давали ему право на получение единовременной социальной выплаты в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". При этом рапорт истца о постановке на учет для получения субсидии, поданный 05.12.2013 г. в подкомиссию УФСИН России по Московской области, был оставлен без удовлетворения обжалуемым решением комиссии ФСИН России от 28.04.2015 г. (выписка из протокола N 21) со ссылкой на то, что истцом не представлена выписка из ЕГРП на девичью фамилию супруги.
Решением Люблинского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2016 года постановлено:
Иск Брондукова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области и Федеральной службе исполнения России о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты единовременной социальной выплаты, обязании поставить на таковой учет и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России N 21 от 28 апреля 2015 года об отказе в постановке Брондукова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признать незаконным.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить Брондукова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В остальной части в удовлетворении иска - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 августа 2016 года постановлено:
Решение Люблинского районного суда г. Москвы от 01 февраля 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Отказать Брондукову А.В. в удовлетворении требований о признании незаконным решения Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу во ФСИН России, от 28.04.2015 г. (протокол N21) об отказе в принятии Брондукова А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о возложении обязанности поставить Брондукова А.В. на учет для получения указанной выплаты, о ее осуществлении и о взыскании денежной компенсации морального вреда.
В кассационной жалобе представитель Брондукова А.В. - Гурин К.А. по доверенности просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 августа 2016 года и принять новое решение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 августа 2016 года, оно сомнений в законности не вызывает, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь его отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом установлено, что на дату подачи рапорта о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 05.12.2013 г. Брондуков А.В. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходил службу в должности начальника караула 1-го отделения по конвоированию отдела по конвоированию и его выслуга в календарном исчислении составляла более 13 лет.
05 декабря 2013 года Брондуков А.В. подал в подкомиссию УФСИН России по Московской области по рассмотрению вопросов направления в Комиссию ФСИН рапортов (заявлений) и документов сотрудников и граждан с целью предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, рапорт о постановке его на учет для получения социальной выплаты с приложением документов, указанных в п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российский Федерации. По результатам рассмотрения и проверки представленных Брондуковым А.В. документов подкомиссией было принято решение о их направлении во ФСИН России, что отражено в выписке из протокола N 02 от 30.12.2013 г.
Решением Комиссии ФСИН России от 28.04.2015 г. (выписка из протокола N 21) в постановке на учет Брондукову А.В. было отказано.
Удовлетворяя заявленные требования Брондукова А.В., суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт регистрации по месту жительства в доме N *** по ул.*** в г. ***, общая площадь которого согласно свидетельству о праве собственности составляет 61 кв.м., не свидетельствует о наличии у Брондукова А.В. прав на это жилое помещение, истец собственником данного дома не является и не является членом семьи его собственника - отца истца Брондукова В.А., поскольку с 1991 года не проживает по месту регистрации и не ведет с отцом общего хозяйства, местом фактического проживания истца и членов его семьи - супруги Брондуковой Д.С. и сына Брондукова Е.А. является квартира N *** дома *** по ул. *** в пос. *** Московской области, общей площадью 54,8 кв.м., собственником которой является мать супруги истца - Козлова Л.И., т.е. на каждого члена семьи приходится по 13,7 кв.м. общей площади. Также, судом первой инстанции учтено, что истцом представлены все необходимые документы, в том числе документ, заменяющий лицевой счет на жилое помещение по месту регистрации по месту жительства, а также выписки из ЕГРП на всех членов его семьи на территории России.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не согласилась и отменила решение суда по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу п. 3 той же статьи, названная единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной пасти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, в том числе, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м. и/или проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 (в редакции от 26 марта 2014 года)
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31, 69 ЖК РФ и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками пли нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения: и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
В силу п. 6 Правил, копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
Судебной коллегией установлено и стороной истца не оспаривалось, что выписка из ЕГРП на добрачную фамилию супруги, с которой он вступил в брак в *** году, Брондуковым А.В. в комиссию представлена не была.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу, что не предоставление в комиссию выписки из ЕГРП на добрачную фамилию супруги являлось самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении поданного истцом рапорта о постановке на учет для получения субсидии, а то обстоятельство, что при подаче рапорта истец не был поставлен в известность о необходимости дополнить поданный им пакет документов, о неправильности обжалуемого решения Комиссии ФСИН России не свидетельствует.
Также судебная коллегия указала, что то обстоятельство, что Брондуков А.В. фактически не проживает по месту регистрации - в доме ***, общей площадью 61 кв.м., сособственником которого является его отец, не может служить основанием для того, чтобы не учитывать площадь данного строения при определении обеспеченности членов семьи истца жилыми помещениями. Указанный жилой дом находится в городской черте, допустимых доказательств, подтверждающих его непригодность для проживания, а также доказательств прекращения права пользования истца данным домом, в ходе рассмотрения дела не представлено, а то обстоятельство, что истец не ведет общего хозяйства со своим отцом, не имеет юридического значения, поскольку Брондуков А.В. был вселен в указанный дом именно в качестве члена семьи его собственника, при этом родственные отношения и, следовательно, принадлежность к одной семье, истцом под сомнение не ставились.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что вывод Комиссии ФСИН России о том, что члены семьи истца обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м., является обоснованным.
С учетом изложенного, судебная коллегия правомерно отменила решение суда первой инстанции и отказала в удовлетворении иска Брондукова А.В. в полном объеме.
Выводы судебной коллегии являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание выводов суда апелляционной инстанции и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права.
При вынесении обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 августа 2016 года существенных нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы представителя Брондукова А.В. - Гурина К.А. по доверенности на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 августа 2016 года по делу по иску Брондукова А.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Московской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании решения об отказе в постановке на учет для выплаты для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.