Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Сафиуллина Р.А., поступившую в суд кассационной инстанции 17 октября 2016 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Сафиуллина Р.А. к ФКУ "Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России", ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" (третье лицо - МЧС России) о признании обстоятельств установленными, признании права на получение государственного жилищного сертификата повторно, обязании выдать государственный жилищный сертификат повторно,
установил:
Сафиуллин Р.А. обратился в суд с иском ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России", ФКУ "УКС МЧС России" (третье лицо - МЧС России) о признании обстоятельств установленными, признании права на получение государственного жилищного сертификата повторно, обязании выдать государственный жилищный сертификат повторно, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчиков.
Решением Останкинского районного суда города Москвы от 19 августа 2015 года заявленные Сафиуллиным Р.А. исковые требования удовлетворены; постановлено:
- признать право Сафиуллина Р.А., с составом семьи 4 человека (он, жена - Сафиуллина М.С., дочь - Сафиуллина Э., * года рождения, дочь - Сафиуллина А., * года рождения), на получение государственного жилищного сертификата повторно;
- обязать ФКУ "УКС МЧС России" выдать Сафиуллину Р.А., с составом семьи 4 человека (он, жена - Сафиуллина М.С., дочь - Сафиуллина Э., * года рождения, дочь - Сафиуллина А., * года рождения), государственный жилищный сертификат повторно в установленных ранее размерах согласно п. 47 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2016 года решение суда отменено; принято новое решение, которым в удовлетворении заявленных Сафиуллиным Р.А. исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец Сафиуллин Р.А. выражает несогласие с апелляционным определением судебной коллегии, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что в 2007 году Приказом министра МЧС от 14 сентября 2007 года N 111-ВК Сафиуллин Р.А., заместитель начальника отдела воспитательной работы управления РУ МЧС России по Пермскому краю, в числе других сотрудников Государственной противопожарной службы, освобожден от занимаемой должности и в соответствии с п. 3 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы на основании первого контракта о прохождении военной службы зачислен в списки личного состава войск гражданской обороны в порядке переаттестации на должность преподавателя кафедры тактики Академии гражданской защиты МЧС России; службу в МЧС России закончил подполковником запаса по пп. "А" п. 2 ст. 51 (организационно-штатные мероприятия) ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" с последующим увольнением на пенсию (приказ Министра МЧС России от 29 октября 2012 года N 112-ВК, указана выслуга лет на службе: календарная - 20 лет 01 месяц); после перевода 28 января 2008 года Сафиуллин Р.А. обратился с рапортом на имя начальника Академии гражданской защиты МЧС России о постановке его с членами семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, получении жилья на основании и в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 2 ЖК РФ, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ (ред. от 04 декабря 2007 года); решением жилищно-бытовой комиссии АГЗ МЧС России (Протокол N 2) от 13 марта 2008 года (пункт 3.4 данного протокола) Сафиуллин Р.А. и члены его семьи поставлены на учет очередников из числа военнослужащих АГЗ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получении жилья с 28 января 2008 года; 19 декабря 2012 года с целью реализации жилищных прав военнослужащего ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" Сафиуллину Р.А. выдан государственный жилищный сертификат от 05 декабря 2012 года серии УВ N 683691, однако, Сафиуллин Р.А. не реализовал выданный государственный жилищный сертификат в установленный срок; в сентябре 2013 года Сафиуллин Р.А. сдал в отдел планирования и учета жилых помещений справку Сберегательного банка России о закрытии 07 сентября 2013 года счета по причине истечения срока действия государственного жилищного сертификата без перечисления средств социальной выплаты; 10 декабря 2013 года принято решение комиссией ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" (протокол N 49) об отмене решения комиссии, оформленного протоколом от 13 марта 2008 года N 2, в части принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по населенному пункту - город Москва с 28 января 2008 года, подполковника Сафиуллина Р.А. (пункт 3.4 Протокола); Сафиуллин Р.А. составом семьи 4 человека (он, жена-Сафиуллина М.С., дочь - Сафиуллина Э., дочь-Сафиуллина А. сняты с учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих календарную выслугу на военной службе 10 лет и более; вышеуказанное решение оспорено в судебном порядке Сафиуллиным Р.А.; вступившим в законную силу решением Останкинского районного суда города Москвы от 21 мая 2014 года, постановлено: в удовлетворении заявленных Сафиуллиным Р.А. исковых требований к ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" об отмене решения комиссии по рассмотрению вопросов жилищного обеспечения от 10 декабря 2013 года, которым отменено решение жилищной комиссии Академии гражданской защиты от 13 марта 2008 года о принятии Сафиуллина Р.А. в составе семьи из 4 человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать.
Обратившись в суд с настоящим иском, Сафиуллин Р.А. исходил из того, что ему и членам его семьи незаконно отказана в получении повторно государственного жилищного сертификата, чем нарушены его права и законные интересы, в связи с чем Сафиуллин Р.А. просил признать обстоятельство установленным, признать право на получение государственного жилищного сертификата повторно, а также обязать выдать жилищный сертификат повторно.
Рассматривая данное дело, суд по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Сафиуллиным Р.А. исковых требований, сославшись на то, что Сафиуллин Р.А. и члены его семьи из 4 человек в связи со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возможности реализовать своё право на улучшение жилищных условий путем реализации прав, предусмотренных государственным жилищным сертификатом на основании п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" от 21 марта 2006 года N 153, не лишены, в связи с истечением срока действия государственного жилищного сертификата, Сафиуллин Р.А. обратился в ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" с заявлением о повторной выдаче сертификата; однако, начальником ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" в ответе (исх. N 420-12-1 от 15 декабря 2014 года) в выдаче государственного жилищного сертификата отказано в связи с тем, что Сафиуллин Р.А. и члены его семьи из 4 человек сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; решение о выдаче Сафиуллину Р.А. государственного жилищного сертификата незаконным не признавалось, основания для получения государственного жилищноого сертификата у Сафиуллина Р.А. не отпало, в связи с чем бездействие ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России", выразившееся в непредставлении Сафиуллину Р.А. и членам его семьи из 4 человек, государственного жилищного сертификата повторно, в силу п. 47 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, п. 2. ст. 2 ЖК РФ, является незаконным, а поскольку право на получение Сафиуллиным Р.А. государственного жилищного сертификата не утрачено, а также выданный Сафиуллину Р.А. государственный жилищный сертификат не реализован, то Сафиуллин Р.А. право на повторное получение государственного жилищного сертификата не потерял, в связи с чем заявленные Сафиуллиным Р.А. исковые требования должны быть удовлетворены.
Отменяя решение суда в апелляционном порядке и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Сафиуллиным Р.А. исковых требований, судебная коллегия исходила из того, что решение суда требованиям материального закона не соответствует, так как в соответствии со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона; граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих; при решении вопроса о праве гражданина, уволенного с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, претендовать на улучшение жилищных условий, как путем выдачи Сафиуллину Р.А. государственного жилищного сертификата, так и путем предоставления Сафиуллину Р.А. жилого помещения по договору социального найма, к юридически значимым обстоятельствам относятся: наличие необходимой продолжительности военной службы (службы) в календарном исчислении 10 лет и более, учет этого лица после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий); признание права военнослужащего, уволенного с военной службы, на получение государственного жилищного сертификата, как и права на получение жилых помещений по договору социального найма, зависит с признанием его нуждающимся в жилых помещениях в порядке, установленном ст. 51 ЖК РФ; Сафиуллину Р.А. 19 декабря 2012 года выдан государственный жилищный сертификат решением жилищно-бытовой комиссии АГЗ МЧС России (Протокол N 2) от 13 марта 2008 года (пункт 3.4 данного протокола), которое отменено 10 декабря 2013 года комиссией ФКУ "УГЭ и ЖО МЧС России" (протокол N 49) в части принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по населенному пункту - города Москва с 28 января 2008 года, подполковника Сафиуллина Р.А. (пункт 3.4 Протокола); Сафиуллин Р.А. с составом семьи 4 человека (он, жена-Сафиуллина М.С., дочь - Сафиуллина Э., дочь-Сафиуллина А., сняты с учета в связи с отсутствием документов, подтверждающих календарную выслугу на военной службе 10 лет и более; на дату его обращения за выдачей повторно государственного жилищного сертификата, Сафиуллин Р.А. в установленном законом порядке нуждающимся в жилых помещениях признан не был, необходимой продолжительности военной службы не имел; каких-либо достоверных доказательств, могущих объективно свидетельствовать о том, что у Сафиуллина Р.А. на дату постановки на учет имелась необходимая продолжительность военного стажа на военной службе, суду представлено не было; поскольку у Сафиуллина Р.А. необходимая продолжительность военной службы как на дату постановки на жилищный учет, так и на дату его увольнения отсутствует, постольку у Сафиуллина Р.А. право на получение государственного жилищного сертификата как первоначально, так и повторно отсутствует; ссылки Сафиуллина Р.А. на то, что общая календарная продолжительность его выслуги на службе к моменту увольнения составляла более 20 лет, не могут быть приняты во внимание, поскольку юридическое значение для обеспечения военнослужащего, уволенного с военной службы, жилым помещением, как путем предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, так и путем предоставления ему государственного жилищного сертификата, имеет наличие установленного законом 10-летней и более календарной продолжительности военной службы; поскольку Сафиуллин Р.А. как на дату незаконной постановки на жилищный учет, так и на дату увольнения продолжительности военной службы, установленной законом, не имел, постольку в удовлетворении заявленных Сафиуллиным Р.А. исковых требованиях должно быть отказано.
Данные выводы в апелляционном определении судебной коллегией мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и принятия нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, противоположный подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанное апелляционное определение судебной коллегии сомнений в его законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Сафиуллина Р.А. не вызывает, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для его отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Сафиуллина Р.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 30 мая 2016 года по гражданскому делу по иску Сафиуллина Р.А. к ФКУ "Управление госэкспертизы жилищного обеспечения МЧС России", ФКУ "Управление капитального строительства МЧС России" (третье лицо - МЧС России) о признании обстоятельств установленными, признании права на получение государственного жилищного сертификата повторно, обязании выдать государственный жилищный сертификат повторно - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.