Судья Московского городского суда Н. С. Кирпикова, изучив в порядке главы 41 ГПК РФ гражданское дело по иску Румянцева Н.В. к Администрации поселения Московский в г.Москве об обязании признать нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать участником подпрограммы, выдать государственный жилищный сертификат, истребованное по кассационной жалобе Румянцева Н.В., поступившей в суд кассационной инстанции 16 июня 2016 года, на решение Щербинского районного суда г.Москвы от 18 августа 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 января 2016 года,
установил:
Румянцев Н.В. обратился в суд с иском к Администрации поселения Московский в г. Москве об обязании ответчика признать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153; возложении на ответчика обязанности включить истца в список участников подпрограммы и выдать истцу государственный жилищный сертификат в порядке очереди, согласно дате постановке на учет.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывал на то, что ранее проживал на территории Брянской области, подвергшейся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в феврале 2014 года он переехал в г.Москву и стал проживать на территории поселения Московский в г. Москве на основании договора безвозмездного пользования квартирой, иного жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, в связи с чем полагал, что имеет право на обеспечение жильем путем выдачи государственного жилищного сертификата, при этом на него, как на подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не должны распространяться требования о необходимости проживания на территории г. Москвы не менее 10 лет. Он неоднократно обращался с соответствующими заявлениями в Администрацию поселения Московский в г. Москве и в ДЖП и ЖФ г. Москвы с просьбой признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить его в список участников подпрограммы, однако на свои заявления получал незаконные и необоснованные отказы.
Решением Щербинского районного суда г.Москвы от 18 августа 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 января 2016 года, в удовлетворении исковых требований Румянцева Н.В. отказано.
В кассационной жалобе Румянцев Н.В. ставит вопрос об отмене указанных судебных постановлений, полагая их незаконными.
По запросу судьи Московского городского суда данное дело было истребовано из Щербинского районного суда г.Москвы и поступило в Московский городской суд 12 августа 2016 года.
В соответствии с частью 2 статьи 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Согласно статье 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судами по настоящему делу не допущено.
Из материалов дела следует, что Румянцев Н.В., 9 октября 1980 года рождения, с 19 февраля 2014 года проживает по адресу:, где зарегистрирован по месту жительства (л.д. 34).
Как установлено судом, Румянцев Н.В. в период времени с 26 апреля 1986 года по 2 декабря 1999 года проживал в зоне отселения в с. Ущерпье Клинцовского района Брянской области, откуда добровольно выехал, в связи с чем имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждено выданным истцу 8 августа 2014 года удостоверением (л.д. 24).
Согласно справке N 230 от 19 декабря 2013 года, выданной истцу Администрацией Клинцовского района Брянской области, Румянцеву Н.В. и членам его семьи благоустроенное жилое помещение в соответствии с пунктами 7, 8 статьи 17 или статьи 22 названого выше Закона в период проживания с 2 декабря 1999 года по 19 июля 2006 года на территории Советского района г. Брянска не предоставлялось, ссуда, предусмотренная данным Законом, при переселении на новое место жительства не получалась (л.д. 19).
Из справки Рожновской сельской администрации Рожновского сельского поселения Клинцовского района Брянской области N от 14 марта 2014 года судом установлено, что Румянцев Н.В. с 10 октября 2009 года по 19 февраля 2014 года состоял на учете по улучшению жилищных условий в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Закона РФ N 1244-1, при этом жилищный сертификат ему не предоставлялся.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 8 августа 2014 года у Румянцева Н.В. отсутствуют права на какое-либо недвижимое имущество.
Полученными на обращения истца ответами из Администрации поселения Московский в г. Москве N от 21 апреля 2014 года, N от 8 сентября 2014 года и ответом из ДЖП и ЖФ г. Москвы N от 3 октября 2014 года Румянцеву Н.В. сообщено о том, что вопрос о признании его нуждающимся в жилом помещении может быть рассмотрен по истечении 10-летнего срока проживания на территории г.Москвы.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных Румянцевым Н.В. исковых требований.
При этом суд исходил из того, что в силу пункта 7 части 1 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 6, 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
В соответствии с абзацем 14 раздела II подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством: граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с частью 7 той же статьи порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 27. 1 Закона г. Москвы от 27 октября 2010 года N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального фонда, при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 51 Жилищного кодекса РФ, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают по месту жительства на законных основаниях в присоединенных к городу Москве муниципальных образований в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявлений, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Румянцев Н.В. проживает на территории г. Москвы менее 10 лет.
Данное обстоятельство было учтено Администрацией поселения Московский г.Москвы и ДЖП и ЖФ г. Москвы при решении вопроса о возможности признания Румянцева Н.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Отказывая Румянцеву Н.В. в удовлетворении заявленных им требований, суд правомерно указал на то, что реализация права, предоставленного истцу пунктом 7 части 1 статьи 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и включение его в подпрограмму целевой программы обеспечения жильем возможны при наличии общих оснований и условий для принятия на жилищный учет в г. Москве, предусмотренных частью 3 статьи 27.1 Закона г. Москвы от 27 октября 2010 года N 2, поскольку какой-либо иной специально установленный для данной категории граждан порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий действующим законодательством не предусмотрен.
Поскольку Румянцев Н.В. проживает на территории г.Москвы менее 10 лет, Администрацией поселения Московский в г.Москве правомерно было сообщено истцу о том, что вопрос о постановке его на жилищный учет подлежит разрешению по истечении 10-летнего срока проживания на территории г.Москвы.
С данными выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда.
Доводы кассационной жалобы Румянцева Н.В. о том, что на него не распространяется установленный законодательством г.Москвы общий порядок постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании заявителем действующего законодательства и не опровергают выводов суда о том, что какой-либо специально установленный для граждан, имеющих право на обеспечение жильем в порядке реализации мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий действующим законодательством не предусмотрен.
При таких обстоятельствах оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 381, статьей 383 Гражданского процессуального кодекса РФ,
определил:
отказать Румянцеву Н.В. в передаче для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции кассационной жалобы на решение Щербинского районного суда г.Москвы от 18 августа 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 января 2016 года.
Московского городского суда Н. С. Кирпикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.