Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего - Егоровой О.А.,
членов Президиума: Базьковой Е.М., Васильевой Н.А., Ишмуратовой Л.Ю., Курциньш С.Э., Панарина М.М., Пильгуна А.С.,
рассмотрел кассационную жалобу осужденного Столярова В.В. о пересмотре приговора Нагатинского районного суда города Москвы от 21 июля 2015 года, которым
Столяров В. В., ***, ранее судимый 11 марта 2015 года мировым судьей судебного участка N 47 района Орехово-Борисово Южное города Москвы по ч. 1 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 месяцев условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев,
осужден по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы.
На основании ч. 5 ст. 74 УК РФ условное осуждение по предыдущему приговору отменено.
В соответствии со ст. 70 УК РФ частично присоединено наказание, назначенное по приговору мирового судьи судебного участка N 47 района Орехово-Борисово Южное города Москвы от 11 марта 2015 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ, и окончательно Столярову В.В. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 9 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания Столярову В.В. исчислен с 21 июля 2015 года с зачетом периода его задержания и содержания под стражей с 29 апреля 2015 года по 20 июля 2015 года включительно.
Приговором разрешена судьба вещественных доказательств по уголовному делу.
В апелляционном порядке приговор не обжалован.
В кассационной жалобе осужденный Столяров В.В., не оспаривая фактические обстоятельства дела и квалификацию содеянного, полагает, что суд должен был применить Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" к приговору мирового судьи судебного участка N 47 района Орехово-Борисово Южное города Москвы от 11 марта 2015 года. В связи с этим осужденный просит исключить из приговора по настоящему делу указание на применение ст. 70 УК РФ при назначении ему окончательного наказания, а также просит смягчить ему наказание по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Бодаренко Э.Н., изложившей обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы кассационной жалобы и основания её передачи на рассмотрение суда кассационной инстанции, выслушав адвоката Сорокина В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы осуждённого; мнение заместителя прокурора города Москвы Ведерникова В.В., полагавшего необходимым приговор изменить, исключить из него указания об отмене Столярову В.В. условного осуждения по предыдущему приговору на основании ч. 5 ст. 74 УК РФ и применении ст. 70 УК РФ при назначении Столярову В.В. окончательного наказания; считать его осужденным по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к 8 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, Президиум
установил:
Столяров В.В. признан виновным в совершении покушения на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере.
Преступление им совершено в период времени и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.
Вывод суда о виновности Столярова В.В. в совершении инкриминированного ему преступления является обоснованным и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, на основании которых суд правильно установил фактические обстоятельства дела и постановил обвинительный приговор в отношении Столярова В.В.
Юридическая квалификация действий Столярова В.В. по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ является правильной и в кассационной жалобе не оспаривается.
При назначении наказания Столярову В.В. суд, в соответствии с положениями ст. ст. 6 и 60 УК РФ, учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности осужденного, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих его наказание обстоятельств, а также влияние назначаемого наказания на исправление Столярова В.В. и условия жизни его семьи. При этом суд пришел к выводу, что цели исправления и перевоспитания подсудимого могут быть достигнуты лишь в условиях его изоляции от общества и назначил ему наказание в виде реального лишения свободы.
В связи с тем, что преступление по настоящему делу было совершено в период условного осуждения по предыдущему приговору, суд назначил Столярову В.В. окончательное наказание по правилам ст. 70 УК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Согласно ст. 297 УПК РФ приговор суда признаётся законным, обоснованным и справедливым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Вместе с тем Президиум приходит к выводу, что указанные требования закона не были выполнены судом первой инстанции при рассмотрении данного уголовного дела.
Так, по предыдущему приговору мирового судьи судебного участка N 47 района Орехово-Борисово Южное города Москвы от 11 марта 2015 года Столяров В.В. осужден по ч. 1 ст. 158 УК РФ к лишению свободы сроком на 10 месяцев условно с испытательным сроком в течение 1 года 6 месяцев.
Пунктом 4 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 апреля 2015 года N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" предусмотрено освобождение от наказания лиц, условно осужденных, при отсутствии ограничений, установленных п. 13 указанного постановления.
При этом, принимая во внимание положения подп. 5 п. 19 Постановления о порядке применения акта об амнистии, Президиум отмечает, что Столяров В.В. не является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч. 1 ст. 14 УПК РФ обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
По смыслу закона, факт совершения осужденным нового умышленного преступления во время отбывания наказания должен подтверждаться на день вступления в силу акта об амнистии постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу итоговым судебным решением (постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию или обвинительным приговором). При отсутствии на указанный день такого процессуального документа акт об амнистии подлежит применению.
Как следует из материалов уголовного дела, Столяров В.В. ранее был судим приговором мирового судьи от 11 марта 2015 года к условной мере наказания и в период испытательного срока, а именно 29 апреля 2015 года, совершил новое преступление.
Таким образом, на момент вступления в силу Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" от 24 апреля 2015 года Столяров В.В. за преступление по настоящему делу осужден не был, в связи с чем, он подлежал освобождению от назначенного вышеуказанным приговором мирового судьи от 11 марта 2015 года наказания по амнистии, поскольку препятствий для применения к нему акта об амнистии не имелось.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции, который назначил Столярову В.В. окончательное наказание на основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, тогда как по предыдущему приговору мирового судьи он подлежал освобождению от наказания на основании акта об амнистии.
В связи с изложенным, указание об отмене условного осуждения на основании ч. 5 ст. 74 УК РФ и о назначении Столярову В.В. окончательного наказания по правилам ст. 70 УК РФ подлежит исключению из приговора суда по настоящему делу.
Кроме того, согласно п. 12 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 года N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" с лиц, освобожденных от наказания на основании п. п. 1-4 и 7-9 настоящего постановления, снимается судимость.
Согласно ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные УК РФ, связанные с судимостью.
Соответственно, указание во вводной части приговора по настоящему делу на судимость по приговору мирового судьи судебного участка N 47 района Орехово-Борисово Южное города Москвы от 11 марта 2015 года подлежит исключению.
Одновременно, Президиум не усматривает оснований для смягчения Столярову В.В. наказания, назначенного по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, которое, по мнению Президиума, является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает целям исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.14 - 401.16 УПК РФ, Президиум
постановил:
кассационную жалобу осужденного Столярова В.В. удовлетворить.
Приговор Нагатинского районного суда города Москвы от 21 июля 2015 года в отношении Столярова В. В. изменить:
исключить из вводной части приговора указание о наличии у Столярова В.В. судимости по приговору мирового судьи судебного участка N 47 района Орехово-Борисово Южное города Москвы от 11 марта 2015 года;
исключить из резолютивной части приговора указание об отмене Столярову В.В. условного осуждения на основании ч. 5 ст. 74 УК РФ и применении положений ст. 70 УК РФ при назначении ему окончательного наказания;
считать Столярова В.В. осужденным по ч. 3 ст. 30, п. "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 (восемь) лет 6 (шесть) месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.