Московский городской суд в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Васильковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1247/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Креатив" об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Креатив" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" внести изменения в государственный кадастр недвижимости.
Требования мотивированы тем, что ООО "Креатив" является собственником нежилых помещений, распложенных по адресу: г. Москва, ул. Казакова д. 8 стр. 2, площадью 375,4 кв.м., условный номер 77-77-11/172/2010-567 и площадью 496 кв.м., условный номер 77-77-11/172/2010-566, что подтверждается свидетельством о праве собственности 77-АО 223839 от 08.10.2012 г. и свидетельством о праве собственности 77-АО 318881 от 04.10.2012 г.
Сведения об объектах недвижимости первоначально были внесены в Государственный кадастр недвижимости 12 декабря 2012 г. на основании документов, переданных Московским городским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ". Кадастровый номер 77:01:0003005:1950 соответствует объекту площадью 375,4 кв.м., кадастровый номер 77:01:0003005:1951 - объекту площадью 496 кв.м.
В последующем сведения об объектах недвижимости повторно были включены в ГКН Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в порядке, предусмотренном п. 35 Порядка включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
17 февраля 2014 г. объекту недвижимости площадью 375,4 кв.м. был присвоен кадастровый номер 77:01:0003007:3399, 25 июля 2014 г. объекту недвижимости площадью 496 кв.м. - кадастровый номер 77:01:0003004:2601.
Поскольку государственный учет объектов недвижимости был осуществлен 12 декабря 2012 г., применение Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве п. 35 Порядка, а также внесение в ГКН дублирующих сведений об объектах недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003007:3399 и 77:01:0003004:2601 является, по мнению административного истца, кадастровой ошибкой.
Сведения об условных номерах объектов недвижимости, полученные Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве из ЕГРП, могли быть включены только в уже содержащиеся в ГКН сведения о нежилых помещениях с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1950 и 77:01:0003005:1951.
Данная кадастровая ошибка, по мнению административного истца, в свою очередь привела к ошибочному определению кадастровой стоимости объектов недвижимости под кадастровыми номерами 77:01:0003007:3399 и 77:01:0003004:2601.
Объекты недвижимости располагаются в здании по адресу: г. Москва, ул. Казакова д. 8 стр. 2, которое находится в границах кадастрового квартала 77:01:0003005.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в нарушение требований приказа Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" присвоил объектам недвижимости кадастровые номера 77:01:0003007:3399 и 77:01:0003004:2601, что также является кадастровой ошибкой, которая, в свою очередь, привела к ошибочному определению кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании СУПКС кадастровых кварталов 77:01:0003004 и 77:01:0003007.
В результате кадастровая стоимость объектов недвижимости определена Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве по кадастровым номерам 77:01:0003007:3399 и 77:01:0003004:2601 в большем размере, нежели это предусмотрено Постановлением Правительства Москвы N 688-ПП от 21.11.2014.
Административный истец, указывая на неоднократные нарушения Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве законодательства об оценочной деятельности и приказов Минэкономразвития РФ в ходе присвоения объектам недвижимости новых кадастровых номеров и внесения сведений в ГКН, просит об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве N 77/601/16-19728 и N 77/601/16-19729 от 16 марта 2016 г. "Об исправлении технической ошибки", возложении на Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве обязанности внести следующие изменения в государственный кадастр недвижимости:
в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003007:3399:
- о кадастровой стоимости, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 17 февраля 2014 г., 01 января 2015 г., 25 марта 2015 г., путем внесения в Государственный кадастр недвижимости значения "7 723 295,65";
- о кадастровом номере здания (сооружения), в котором расположено помещение, содержащемся в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 17 февраля 2014 г., путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "77:01:0003005:1009";
- о дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость), содержащейся в Государственном кадастре недвижимости, путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "01 января 2014 г.";
- о реквизитах акта об утверждении кадастровой стоимости, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости, путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "21 ноября 2014 г., N 688-ПП";
- изменить статус объекта недвижимости путем изменения его статуса в Государственном кадастре недвижимости с "Ранее учтенный" на "Архивный".
В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003004:2601:
- о кадастровой стоимости, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 25 июля 2014 г., 01 января 2015 г.. 25 марта 2015 г., путем внесения в Государственный кадастр недвижимости значения "10 204 460,96";
- о кадастровом номере здания (сооружения), в котором расположено помещение, содержащемся в Государственном кадастре недвижимости по состоянию на 25 июля 2014 г., путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "77:01:0003005:1009";
- о дате определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость), содержащейся в Государственном кадастре недвижимости, путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "01 января 2014 г.";
- о реквизитах акта об утверждении кадастровой стоимости, содержащейся в Государственном кадастре недвижимости, путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "21 ноября 2014 г., N 688-ПП";
- изменить статус объекта недвижимости путем изменения его статуса в Государственном кадастре недвижимости с "Ранее учтенный" на "Архивный".
Кроме того, административным истцом заявлены требования об обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве исправить ошибки, содержащиеся в сведениях Государственного кадастра недвижимости, в отношении объекта недвижимости площадью 375,4 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Казакова д. 8 стр. 2, с кадастровым номером 77:01:0003005:1950:
- о статусе объекта недвижимости путем изменения его статуса в Государственном кадастре недвижимости с "Архивный" на "Ранее учтенный";
- о правах на объект недвижимости путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "Собственность, N 77-77-11/151/2012-911 от 04 октября 2012 г., Общество с ограниченной ответственностью "Креатив"", а также требования об обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве исправить ошибки, содержащиеся в сведениях Государственного кадастра недвижимости, в отношении объекта недвижимости площадью 496 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Казакова д. 8 стр. 2, с кадастровым номером 77:01:0003005:1951:
- о статусе объекта недвижимости путем изменения его статуса в Государственном кадастре недвижимости с "Архивный" на "Ранее учтенный";
- о правах на объект недвижимости путем внесения в Государственный кадастр недвижимости "Собственность, N 77-77-11/151/2012-914 от 08 октября 2012 г., Общество с ограниченной ответственностью "Креатив".
Таким образом, административный истец просит суд о сохранении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Казакова д. 8 стр. 2, площадью 375,4 кв.м. и 496 кв.м. в размере, указанном в ГКН до внесения дублирующих сведений об указанных объектах, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП для объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1950 (7 723 295,65 руб.) и 77:01:0003005:1951 (10 204 460,96 руб.), изменив их статус с архивных на актуальные (ранее учтенные).
В судебном заседании представитель Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве Каратуев К.В. просил о прекращении производства по делу в связи с тем, что рассмотрение данного спора относится к подведомственности Арбитражного суда города Москвы.
Представитель административно истца Терехов А.В. в судебном заседании возражал против прекращения производства по делу.
Представители Правительства Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.
Выслушав представителя административного истца, ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В силу ст. 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Как следует из содержания административного искового заявления, ООО "Креатив" заявлены требования об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, возложении на орган кадастрового учета обязанности по исправлению кадастровых ошибок путем внесения изменений в ГКН в отношении спорных нежилых помещений: в сведениях о дате определения кадастровой стоимости, ее размере, о реквизитах акта об ее утверждении, о кадастровых номерах нежилых помещений, а также возложении на ответчика обязанности по изменению статуса объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003007:3399 и 77:01:0003004:2601 - с "Ранее учтенный" на "Архивный".
Одновременно истец просит суд о сохранении кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Казакова д. 8 стр. 2, площадью 375,4 кв.м. и 496 кв.м. в размере, указанном в ГКН до внесения дублирующих сведений об указанных объектах, утвержденном Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП для объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1950 (7 723 295,65 руб.) и 77:01:0003005:1951 (10 204 460,96 руб.), изменив их статус с архивного на актуальный.
В силу положений статьи 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Согласно пункту 15 статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
В силу ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям статьи 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, за исключением дел, рассматриваемых Московским городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что административный истец является хозяйственным обществом, созданным для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1.7 устава) требования об оспаривании решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, возложении обязанности по внесению изменений в сведения, содержащиеся в ГКН, подсудны Арбитражному суду города Москвы.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения Московский городским судом требований административного истца сохранении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере, указанном в ГКН, до внесения дублирующих сведений, утвержденном Постановлением Правительством Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП для объектов недвижимости с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1950 и 77:01:0003005:1951, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 г. если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости, заявитель также представляет документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30.06.2015 г. указано, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из содержания статьи 28 Закона о кадастре кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Заявляя требования об исправлении кадастровых ошибок, допущенных Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве в ходе присвоения новых кадастровых номеров нежилым помещениям в отсутствие на то правовых оснований, административный истец указывает на неправильное применение ответчиком пункта 35 Порядка включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 г. N 1; нарушение требований Приказа Минэкономразвития РФ от 04.04.2011 N 144 "Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров" при установлении новых кадастровых номеров спорным объектам; незаконное применение положений статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказа Минэкономразвития от 18.03.2011 N 133 для определения кадастровой стоимости объектов по кадастровым номерам 77:01:0003007:3399 и 77:01:0003004:2601. В части определения даты, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости, Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, по мнению административного истца, допущено нарушение требований положений статей 24.15 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Требования административного истца фактически сводятся к оспариванию действий Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве по присвоению ранее учтенным объектам недвижимости новых кадастровых номеров и, как следствие, повторное определение в их отношении кадастровой стоимости. Административный истец не просит пересмотреть результаты определения кадастровой стоимости, настаивает на внесении в ГКН сведений о кадастровой стоимости, дате и реквизитах акта об ее утверждении, которые уже имеются в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1950 и 77:01:0003005:1951, незаконно признанными архивными, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, полагая, что Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве при поступлении сведений из ЕГРП следовало включить их в сведения об уже имеющихся в ГКН объектах. Действия административного ответчика по перерасчету кадастровой стоимости объектов при отсутствии на то оснований, на законе не основаны.
Разрешая вопрос о подведомственности спора, суд принимает во внимание то, что ООО "Креатив" ставит вопрос об изменении статуса объектов с кадастровыми номерами 77:01:0003005:1950 и 77:01:0003005:1951 с архивного на актуальный, в связи с чем результатом рассмотрения настоящего дела в случае удовлетворения требований будет являться сохранение в ГКН всех сведений об указанных объектах, в том числе, их кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, с которой административный истец согласен и которую не оспаривает, - 7 723 295,65 руб. и 10 204 460,96 руб. соответственно.
Таким образом, административным истцом заявлены требования, не соответствующие по своему содержанию требованиям, подлежащим рассмотрению в порядке производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, предусмотренного главой 25 КАС РФ, и перечисленным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Учитывая, что в п. 5 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ даны разъяснения о том, что в целях соблюдения правил подсудности и подведомственности дел требования об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Креатив" о признании незаконными действий государственного органа кадастрового учета, обязании внести сведения в ГКН в порядке главы 25 КАС РФ рассмотрению не подлежит.
При таких обстоятельствах, исходя из содержания требований, суд приходит к выводу о том, что заявленный спор подведомственен арбитражному суду.
С учетом требований статей 128 и 194 КАС РФ, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 199 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
Производство по административному делу N 3а-1247/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Креатив" об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" внести изменения в государственный кадастр недвижимости прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Креатив" государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, уплаченную по платежным поручениям N 176 от 27.09.2016 г. и N 177 от 28.09.2016 г.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Московского городского суда Ж.А. Сибул
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
29 ноября 2016 года г. Москва
Московский городской суд в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Васильковой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1247/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Креатив" об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
руководствуясь ч. 4 ст. 2, ч. 2.ст. 177, ст.ст. 194, 195 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
определил:
Производство по административному делу N 3а-1247/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Креатив" об отмене решений Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве, обязании Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра по Москве" внести изменения в государственный кадастр недвижимости прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Креатив" государственную пошлину в сумме 4 000 рублей, уплаченную по платежным поручениям N 176 от 27.09.2016 г. и N 177 от 28.09.2016 г.
На определение может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Московского городского суда Ж.А. Сибул
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.