Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Ткачука Н.Н.,
судей Пронякина Д.А., Светозерской Ю.М.,
с участием прокурора Мусолиной Е.А.,
осужденного Абышева К.Н.,
защитника - адвоката Сорокина В.В., представившего удостоверение N "_" и ордер N "_" от "_" года,
при секретаре Багровой О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы осужденного Абышева К.Н. и защитника Белынцева В.Н. на приговор Пресненского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года в отношении
Абышева К.Н., осужденного по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания осужденному постановлено исчислять с 20 июля 2016 года с зачетом времени предварительного содержания под стражей с 6 февраля 2016 года до 20 июля 2016 года, мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена прежняя - заключение под стражу.
Заслушав доклад судьи Ткачука Н.Н., выслушав объяснения осужденного Абышева К.Н. и защитника Сорокина В.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, а также мнение прокурора Мусолиной Е.А. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия
установила:
Абышев К.Н. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенном с применением предмета, используемого в качестве оружия, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.
Это преступление совершено при следующих обстоятельствах.
В период с 4 часов 47 минут до 5 часов 50 минут 10 сентября 2015 года Абышев, находясь в состоянии алкогольного опьянения возле кафе по адресу: "_", нанес рукояткой травматического пистолета не менее одного удара в область левого виска Т., вследствие чего у потерпевшего образовалась черепно-мозговая травма, которая расценивается как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
В результате физического насилия, примененного Абышевым, 14 сентября 2015 года в лечебном учреждении наступила смерть Т. от черепно-мозговой травмы, осложнившейся отеком головного мозга.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней осужденный Абышев К.Н. просит приговор отменить, а уголовное дело возвратить прокурору. При этом осужденный, детально проанализировав обстоятельства происшедшего 10 сентября 2015 года и доказательства, положенные судом в основу обвинительного приговора, делает вывод о его оговоре со стороны свидетелей обвинения. Абышев также поясняет, что в ходе конфликта возле кафе он, прибегнув к самозащите, неумышленно нанес потерпевшему удар рукояткой травматического пистолета по голове.
Подавший апелляционную жалобу защитник Белынцев В.Н. просит приговор изменить, переквалифицировав содеянное Абышевым К.Н. на ч. 1 ст. 118 УК РФ и снизив его подзащитному наказание. При этом адвокат поясняет, что свидетели обвинения являются друзьями погибшего и заинтересованы в исходе данного уголовного дела. Кроме того, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у Абышева умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью.
Проверив материалы уголовного дела, выслушав участников процесса и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным и справедливым.
Вывод суда о виновности осужденного Абышева в инкриминируемом ему противоправном деянии основан на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана надлежащая оценка.
Так, в заявлении о явке с повинной от 5 февраля 2016 года Абышев добровольно сообщил, что в ходе конфликта, возникшего 10 сентября 2015 года возле кафе, он нанес ранее незнакомому ему лицу "удар в голову".
В судебном разбирательстве уголовного дела в суде первой инстанции Абышев показал, что инициатором конфликта, который возник 10 сентября 2015 года возле кафе, являлся именно он. Кроме того, Абышев подтвердил, что именно он ударил молодого человека, возможно Т., травматическим пистолетом по голове, после чего пострадавший упал.
Свидетель М. сообщил, что 10 сентября 2015 года в кафе возник конфликт между Абышевым и Т.
Свидетель-очевидец Б. показал, что в ночь на 10 сентября 2015 года он отчетливо видел, как Абышев нанес Т. удар пистолетом по голове, от которого потерпевший упал на землю.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта черепно-мозговая травма у Т. прижизненна, образовалась незадолго до его поступления в лечебное учреждение, является опасной для жизни и квалифицируется как тяжкий вред здоровью. Между образованием данной черепно-мозговой травмы и наступлением смерти Т. имеется причинно-следственная связь, а характер и локализация этого повреждения исключает возможность его причинения при падении пострадавшего из положения стоя.
Принимая во внимание приведенное выше, суд первой инстанции правильно квалифицировал содеянное Абышевым по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции осужденный просил переквалифицировать содеянное им на ч. 1 ст. 118 УК РФ, то есть расценить как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности.
Следовательно, осужденный и его защитник фактически не оспаривают причинение Абышевым тяжкого вреда здоровью Т.
Однако нанесение Т. целенаправленного удара рукояткой травматического пистолета в висок с очевидностью свидетельствуют о наличии у Абышева умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, который он фактически и причинил.
Нарушений уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущих отмену приговора, судебная коллегия не усматривает.
Наказание осужденному назначено в соответствии с предписаниями ст. ст. 6, 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи. В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд обоснованно признал наличие у Абышева двоих малолетних детей и явку с повинной, а в качестве отягчающего обстоятельства - рецидив преступлений.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 307 УПК РФ в приговоре приведены мотивы решения всех вопросов, связанных с назначением уголовного наказания.
Таким образом, оснований для признания назначенного Абышеву наказания несправедливым или его снижения, не имеется.
Вместе с тем приговор подлежит изменению, поскольку в его вводной части суд указал дату рождения Абышева К.Н. - 16 января 1982 года, однако из материалов уголовного дела следует, что осужденный родился 16 февраля 1982 года. Таким образом, в приговор необходимо внести уточнение, никоим образом не ухудшающее положение осужденного.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Пресненского районного суда города Москвы от 20 июля 2016 года в отношении Абышева К.Н. изменить:
считать датой рождения осужденного Абышева К.Н. 16 февраля 1982 года.
В остальном этот же приговор оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденного Абышева К.Н. и защитника Белынцева В.Н. - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.