26 сентября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.
и судей Нестеровой Е.Б., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Клочкове М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Филиппова В.В.
на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 марта 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Филиппова В.В. к Министерству обороны РФ об оспаривании решения органа государственной власти - отказать",
установила:
Филиппов В.В. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, с учетом уточнения требований просил признать незаконным отказ Главного военно-медицинского управления Минобороны России от 07.04.2015 года N 161/1/3/Ф-603 в прикреплении на медицинское обслуживание к выбранной им военно-медицинской организации, признать за ним право на получение амбулаторно-поликлинической помощи в филиале N 6 Главного военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко (ГВКГ им. Н.Н. Бурденко), обязать ответчика устранить нарушение допущенных прав истца, прикрепив его на медицинское обслуживание к указанному филиалу N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, - в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ему неправомерно было отказано в прикреплении для медицинского обслуживания к указанному лечебному учреждению, учитывая, что местонахождение филиала N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко является наиболее удобным для него по географической близости и транспортной доступности.
В судебном заседании Филиппов В.В. заявленные требования поддержал, представитель Минобороны России в суд своего представителя не направил.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Филиппов В.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Филиппова В.В., представителя Минобороны России - Ежелого И.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, что Филиппов В.В., *** года рождения, проходил военную службу по контракту, имеет воинское звание ***, с 23.04.2014 года является получателем пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны России.
06.05.2015 года заведующим поликлиникой филиала N 6 ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" МО РФ, где ранее на учете состоял истец, в соответствии с указаниями Главного военно-медицинского управления Минобороны России от 15.03.2011 года N 161/2/2/460 Филиппову В.В. был выдан открепительный талон с направлением на медицинское обслуживание в поликлинику N 1 филиала N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко (Московская область, г. Балашиха, микрорайон Заря, ул. Ленина, д. 5/10) по территориальному принципу в связи с постоянной регистрацией истца по месту жительства: Московская область, г. ***, микрорайон ***, ***.
В то же время Филиппов В.В., считая, что по географической близости и транспортной доступности ему удобнее получать амбулаторно-поликлиническую помощь непосредственно в филиале N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, расположенном по адресу: г. Москва, ул. Академика Скрябина, д. 3, обратился в Главное военно-медицинское управление Минобороны России с заявлением о прикреплении его на медицинское обслуживание к данному лечебному учреждению.
Письмом ответчика от 07.04.2015 года N 161/1/3/Ф-603, с которым не согласен Филиппов В.В., истцу было отказано в прикреплении для медицинского обслуживания к филиалу N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко на том основании, что район проживания истца не входит в зону обслуживания выбранной им военно-медицинской организации.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями нормативных правовых актов, определяющих особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, исходил из того, что амбулаторно-поликлиническая помощь офицерам, уволенным с военной службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, членам их семей и др. осуществляется по территориальному принципу с учетом их постоянной регистрации по месту жительства, - в связи с чем пришел к верному выводу, что заявленные истцом требования, в том числе о возложении на ответчика обязанности прикрепить его к филиалу N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, удовлетворению не подлежит, учитывая, что истцу гарантировано медицинское обслуживание по месту жительства в поликлинике N 1 филиала N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко.
Судебная коллегия полагает такие выводы правильными, так как они основаны на имеющихся доказательствах по делу и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, установлено, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба (ч. 4 ст. 25).
Согласно требованиям п. 2 Правил оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 года N 911, прикрепление членов семей офицеров, сотрудников и граждан, уволенных со службы, на медицинское обеспечение к медицинским организациям федеральных органов исполнительной власти осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус.
Особенности организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, установлены приказом Министра обороны РФ от 16.01.2006 года N 20, пункт 3 которого также предусматривает оказание медицинской помощи лицам из числа военнослужащих, членам их семей и иным указанным в Приказе гражданам Российской Федерации по территориальному принципу.
Порядком оказания медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных в городе Москве и Московской области, являющимся приложением к указаниям начальника ГВМУ МО РФ от 15.03.2011 года N 161/2/2/460, предусмотрено, что медицинское обеспечение контингентов Минобороны России осуществляется по территориальному принципу посредством прикрепления их к военно-медицинским учреждениям (п. 2); основными лечебно-профилактическими учреждениями Минобороны России, оказывающими медицинскую помощь в Московском регионе, являются ГВКГ им. Н.Н. Бурденко, 2 ЦВКГ им. П.В. Мандрыка, 3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского и 1586 ВКГ ЗВО, их филиалы и структурные подразделения (п. 3); во исполнение территориального принципа медицинского обеспечения территория Московского региона условно разделена на зоны ответственности военно-медицинских учреждений по признаку административного деления (п. 5).
В соответствии с принципом территориального медицинского обеспечения прикрепление граждан для оказания амбулаторно-поликлинической помощи в Московском регионе осуществляется, в числе прочих, ГВКГ им. Н.Н. Бурденко (п. 19):
к филиалу N 6 (г. Москва, ул. Академика Скрябина, д. 3): имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в Южном административном округе (кроме муниципальных образований "Даниловский", "Нагатинский затон", "Нагатино-Садовники", "Царицыно", "Нагорный", "Донской" и "Москворечье-Сабурово"), Юго-Восточном административном округе (кроме муниципального образования "Лефортово"), в муниципальных образованиях "Новокосино", "Вешняки" и "Косино-Ухтомский" Восточного административного округа, а также в секторе городов Жуковский, исключая г. Подольск и Подольский район;
к поликлинике N 1 филиала N 6 (Московская область, г. Балашиха, микрорайон Заря, ул. Ленина, д. 5/10): имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в г. Балашиха (за исключением микрорайона Северный), г. Реутов Балашихинского района Московской области, к которой и был прикреплен истец, учитывая адрес его постоянного места жительства: Московская область, г. ***, микрорайон ***, ***.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы истца и учитывает, что выбор Филиппова В.В. для оказания медицинской помощи филиала N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко не связан с регистрацией по месту его постоянного жительства, в то время как в соответствии с вышеприведенными нормами правовых актов оказание амбулаторно-поликлинической помощи для контингента Минобороны России осуществляется исключительно по территориальному признаку, исходя из требований специального законодательства, что прямо предусмотрено в приведенных выше положениях ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", в том числе в целях равномерного закрепления контингентов Минобороны России за военно-медицинскими учреждениями, создания оптимальной нагрузки на лечебное учреждение, позволяющее максимально эффективно обслуживать прикрепленный контингент.
Доводы апелляционной жалобы, в том числе со ссылкой на ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", предусматривающей, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача; транспортной доступностью медицинских организаций, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку порядок оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Минобороны России отличен от порядка оказания медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования в рамках программ государственных гарантий в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяется специальными правовыми актами и не предоставляет лицам из числа военнослужащих права на свободный выбор военно-медицинской организации для получения амбулаторно-поликлинической помощи. В то же время судебная коллегия обращает внимание, что истец не лишен возможности и права на получение медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования без учета его статуса военнослужащего в учреждениях здравоохранения, не являющихся ведомственными учреждениями Министерства обороны РФ.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении действиями ответчика прав и законных интересов истца не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку право Филиппова В.В. на прикрепление к поликлинике по месту жительства нарушено не было, при этом судебная коллегия учитывает, что поликлиника N 1 филиала N 6 ГВКГ им. Н.Н. Бурденко находится приближенно к месту проживания истца в г. Балашихе.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании п. 2 ст. 330 ГПК РФ.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Филиппова В.В. - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.