06 октября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Климовой С.В.
и судей Лобовой Л.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Добровольском П.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе УСЗН ЦАО города Москвы на решение Таганского районного суда города Москвы от 20 февраля 2016 года, которым постановлено:
обязать Отдел социальной защиты населения Таганского района ЦАО г. Москвы восстановить выплату Фомину Б.А. региональной социальной доплаты до величины городского социального стандарта для неработающих пенсионеров в сумме *** руб. 42 коп. ежемесячно с мая 2014 года, произвести перерасчет недоплаченных сумм,
установила:
Истец Фомин Б.А. 26.10.2015 обратился в суд с иском к отделу социальной защиты населения Таганского района УСЗН ЦАО г. Москвы, в котором просил обязать ответчика восстановить выплату региональной социальной доплаты до величины городского социального стандарта для неработающих пенсионеров в сумме *** руб. с мая 2014 года и произвести ее перерасчет, мотивируя обращение тем, что с марта 2011 года являлся получателем пенсии по инвалидности, до мая 2014 года ответчик выплачивал ему региональную социальную доплату до величины городского социального стандарта для неработающих граждан в сумме *** руб., однако с мая 2014 года размер указанной доплаты составил *** руб., что истец полагает незаконным, не основанным на положениях Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", поскольку по месту жительства в городе *** истец проживает более 10 лет.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Ответчик в судебное заседание не явился.
20.02.2016 судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит УСЗН ЦАО города Москвы по доводам апелляционной жалобы, подписанной представителем по доверенности Епифановой И.В.
На основании определения от 06.10.2016 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика УСЗН ЦАО города Москвы по доверенности Епифанова И.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, представитель истца Фомина Б.А. по доверенности Фомина Н.В. против удовлетворения жалобы возражала.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ как постановленное с нарушением норм процессуального права.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что он не был извещен о дате судебного заседания 20.02.2016, в котором постановлено судебное решение, поскольку в судебном извещении, поступившем по почте, была указана дата проведения судебного заседания 22.02.2016, в связи с чем ответчик не мог явиться в суд 20.02.2016 и пользоваться процессуальными правами.
Из материалов дела следует, что исковое заявление Фомина Б.А. принято к производству суда 20.11.2015 и стороны вызваны для подготовки дела к судебному разбирательству на 04.12.2015, в котором ответчиком представлен отзыв на иск; определением от 04.12.2015 дело назначено к разбирательству в судебном заседании на 02.02.2016, которое отложено ввиду неявки сторон на 20.02.2016, в данном судебном заседании по делу постановлено судебное решение.
Между тем, к апелляционной жалобе ответчиком УСЗН ЦАО г. Москвы приложена повестка о вызове в суд по делу по иску Фомина Б.А. в судебное заседание, назначенное на 22.02.2016 (л.д. 48), сведений об уведомлении ответчика о судебном заседании на 20.02.2016 материалы дела не содержат.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается (ч. 2). Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных и времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (ч. 3).
В нарушение требований данной нормы закона, суд, не удостоверившись в надлежащем извещении ответчика УСЗН ЦАО г. Москвы о дне и месте судебного заседания, признал возможным рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем ответчик был лишен возможности пользоваться процессуальными правами, представить суду свои возражения по существу заявленных исковых требований и доказательства в их обоснование.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что допущенные судом вышеназванные нарушения процессуального закона являются существенными, и приходит к выводу об отмене решения суда по основаниям п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ.
Разрешая заявленные истцом требования об обязании восстановить выплату региональной социальной доплаты до величины городского социального стандарта для неработающих пенсионеров в сумме *** руб. и произвести ее перерасчет, учитывая явку представителей сторон в судебное заседание, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования Фомина Б.А. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Фомин Б.А., *** года рождения, с *** являлся получателем пенсии по инвалидности, а с *** - пенсии по старости, а также получателем региональной социальной доплаты к пенсии, установленной для неработающих пенсионеров, выплачиваемой ответчиком на основании Постановления Правительства города Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, размер которой на май 2014 года составлял *** руб.
Согласно представленным жилищным документам, а также сведениям в паспорте, с *** Фомин Б.А. был постоянно зарегистрирован по адресу: ***, откуда *** был снят с регистрационного учета и с *** постоянно зарегистрирован по адресу: ***.
Сведения о снятии Фомина Б.А. с регистрационного учета по месту жительства и последующей постановке на такой учет поступили в УСЗН ЦАО г. Москвы в марте 2014 года при обращении истца и предоставлении им паспорта, в связи с чем выплата региональной социальной доплаты ответчиком была прекращена с мая 2014 года, при этом Фоминым Б.А. была возвращена выплаченная региональная социальная доплата к пенсии, полученная им за июль 2013 года, в сумме *** руб.
С 01.05.2014 Фомину Б.А. вновь назначена региональная социальная доплата к пенсии в размере *** руб. на основании заявления истца от 26.03.2014 в виде разницы между городским социальным стандартом *** руб. и размером получаемой пенсии на 01.05.2014 - *** руб.
Отношения, связанные с назначением и выплатой региональной социальной доплаты к пенсии неработающих пенсионеров регулируются положениями Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", которым утвержден Порядок назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии (далее - Порядок), п. 5 которого предусматривает, что право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
В п. 6 указанного Порядка, в редакции от 17.12.2013, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
В действующей с 01.01.2016 редакции указанного Порядка, вступившей в силу с 01.01.2016 на основании Постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП, указанные условия установлены в п. 5(1), которая предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в городе Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты, региональная социальная доплата назначается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, при условии регистрации пенсионера в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности, включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории.
В разделе 4 Порядка установлены условия и сроки назначения региональной социальной доплаты, в п. 14 которого ранее предусматривалось, что назначение региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в городе Москве, если обращение за указанной выплатой с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в течение шести месяцев с даты утверждения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в городе Москве, а при превышении этого срока - с месяца обращения за региональной социальной доплатой; данная норма применяется для пенсионеров, которые на дату назначения (начала выплаты) пенсии в городе Москве являлись неработающими, а также имели регистрацию по месту жительства (пребывания) в городе Москве, и до даты обращения за региональной социальной доплатой указанные обстоятельства у них не изменялись.
В подп. "в" п. 14 Порядка в действующей с 01.01.2016 редакции установлено, что региональная социальная доплата назначается неработающим пенсионерам, получавшим в городе Москве региональную социальную доплату до городского социального стандарта и сменившим место жительства в пределах территории города Москвы, - со дня регистрации в городе Москве по новому месту жительства, если перерыв в регистрации между месяцем снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в городе Москве и месяцем постановки на регистрационный учет по новому месту жительства в городе Москве составил не более одного календарного месяца.
Раздел 6 Порядка устанавливает основания и сроки утраты права на получение региональной социальной доплаты и прекращения (приостановления) ее выплаты; при этом положения п. 33 указанного раздела в редакции, действовавшей до 01.01.2016, предусматривали, что право на получение региональной социальной доплаты до величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве и региональной социальной доплаты до городского социального стандарта утрачивается в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило данное обстоятельство (п. "е"), а также устанавливалось, что если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.
С 01.01.2016 указанный случай как основание утраты права на получение региональной социальной доплаты предусмотрен в подп. "а" п. 33(1) Порядка, а в п. 33(2) установлено, что пенсионер, утративший право на получение региональной социальной доплаты, при изменении обстоятельств, послуживших основанием утраты указанного права, вправе вновь обратиться с новым заявлением о назначении региональной социальной доплаты с представлением документов, подтверждающих наступление соответствующих обстоятельств; в таком случае региональная социальная доплата назначается заново в сроки, порядке и размерах, предусмотренных настоящим Порядком.
При этом положения п. 48.2. Постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП, которым внесены изменения в Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии", предусматривают, что назначение региональных социальных доплат к пенсиям по обращениям граждан, имевших право на указанные доплаты на день обращения за их назначением, поступившим по 31.12.2015 включительно (за исключением обращений, указанных в п. 48.3 настоящего постановления), осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП в редакции, действовавшей по состоянию на 31.12.2015, а положения п. 48.3. указанного Постановления устанавливают, что назначение региональных социальных доплат к пенсиям по обращениям неработающих пенсионеров, получавших в городе Москве региональную социальную доплату к пенсии до городского социального стандарта и сменивших место жительства в пределах территории города Москвы, если перерыв в регистрации между месяцем снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в городе Москве и месяцем постановки на регистрационный учет по новому месту жительства в городе Москве составил не более одного календарного месяца, осуществляется в порядке, сроки и размерах, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП в редакции постановления от 23.12.2015 N 932-ПП.
Таким образом, указанный нормативный правовой акт как в редакции, действовавшей до 01.01.2016, так и в редакции, действующей на момент разрешения спора в суде, в качестве основания для прекращения выплаты региональной социальной доплаты к пенсии устанавливает снятие пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в городе Москве и не предусматривает возможность возобновления выплаты региональной социальной доплаты к пенсии после прекращения ее выплаты, в таком случае доплата подлежит назначению заново с учетом условий и сроков ее назначения.
Учитывая, что истец был снят с регистрационного учета по месту жительства в городе *** *** и в дальнейшем был зарегистрирован по другому месту жительства в городе *** только ***, то прекращение выплаты истцу ранее получаемой региональной социальной доплаты к пенсии и последующее назначение такой доплаты заново основано на положениях действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы истца о том, что продолжительность перерегистрации по месту жительства связана с длительным рассмотрением соответствующими уполномоченными органами города Москвы вопроса о его регистрации в жилое помещение, предоставленное его супруге Ф* по договору социального найма, какими-либо доказательствами не подтверждены.
При таких данных, судебная коллегия приходит к выводу, что законных оснований для удовлетворения требований Фомина Б.А. к УСЗН ЦАО г. Москвы об обязании ответчика восстановить выплату региональной социальной доплаты к пенсии в размере *** руб., выплачиваемом до мая 2014 года, и произвести ее перерасчет не имеется, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Таганского районного суда города Москвы от 20 февраля 2016 года отменить,
в удовлетворении исковых требований Фомина Б.А. к УСЗН ЦАО города Москвы об обязании возобновить выплату региональной доплаты в ранее назначенном размере, перерасчете доплаты отказать.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.