Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Дегтеревой О.В.,
судей Мызниковой Н.В., Зыбелевой Т.Д.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мызниковой Н.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата г. Москвы на решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 октября 2015 года, которым постановлено:
Признать незаконным и отменить решение Военного комиссариата города Москвы о приостановлении Рашкулеву В.И. выплаты пенсии за выслугу лет с 01 февраля 2013 год.
Признать незаконным и отменить решение Военного комиссариата города Москвы от 20 февраля 2014 года об отказе Рашкулеву В.И. в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет.
Обязать Военный комиссариат города Москвы восстановить Рашкулева В.И. в правах на получение назначенной пенсии за выслугу лет и возобновить выплату пенсии за выслугу лет с учетом установленной индексации пенсионных выплат,
установила:
Рашкулев В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы, в котором просил признать незаконным и отменить решение ответчика о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет с 01.02.2013 г., обязать ответчика возобновить его в правах на получение назначенной пенсии за выслугу лет и возобновить выплату пенсии за выслугу лет с 01.02.2013 г. с учетом установленной индексации пенсионных выплат, мотивируя обращение тем, что с 01.05.2007 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей", выплата которой осуществлялась ответчиком, с 13.07.2010 г. истец поступил на службу в таможенные органы РФ, в связи с чем с 01.02.2013 г. ответчик приостановил ему выплату пенсии; действия ответчика истец полагает незаконными, нарушающими его право на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала; представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала; представитель третьего лица Федеральной таможенной службы России в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Военный комиссариат г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Истец Рашкулев В.И., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным ст. 48 ГПК Российской Федерации на ведение в суде дела через представителя Турбеневу Г.Н., в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя Военного комиссариата г. Москвы на основании доверенности Финохиной- Курдюмовой В.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя истца по доверенности Турбеневой Г.Н., представителя третьего лица- ФТС России по доверенности Скрипниченко М.В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Рашкулеву В.И., проходившему военную службу в Вооруженных Силах РФ, с 01.05.2007 г. назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах уголовно-исполнительной системы и их семей".
С 02.07.2010 г. Рашкулев В.И. принят на службу в таможенные органы Российской Федерации и назначен на должность заместителя начальника отдела награждений и присвоения специальных званий Управления государственной службы и кадров с присвоением специального звания полковника таможенной службы.
Из ответа Военного комиссариата г. Москвы от 20.02.2014 г. следует, что с момента зачисления на службу в таможенные органы выплата пенсии за выслугу лет Рашкулеву В.И. подлежит приостановлению на основании ч. 2 ст. 6 Закона РФ N 4468-1.
Удовлетворяя заявленные Рашкулевым В.И. требования, суд руководствовался положениями ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пришел к выводу о том, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, в связи с чем законных оснований у ответчика для прекращения выплаты пенсии истцу с 01.02.2013 г. не имелось.
Между тем, данные выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется в порядке и по нормам, предусмотренным Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1).
В соответствии с ч. 1 ст. 6 данного Закона лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Согласно ч. 2 ст. 6 указанного выше Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
При этом какие-либо изъятия из закрепленного в ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц предусмотрены не были.
Правовая норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 6 указанного Закона, о приостановлении выплаты пенсии за выслугу лет в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая таможенные органы.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.03.2004 N 6-П "По делу о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ указано, что действие рассматриваемого Закона распространено на граждан, проходивших службу в иных правоохранительных органах. Так, Федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 2 ст. 44) и "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (п. 1 ст. 50) предусматривается, что пенсионное обеспечение прокуроров и следователей, сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей; аналогичное правило закреплялось ст. 17 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (признан утратившим силу Федеральным законом от 30.06.03 г. в связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ) в отношении сотрудников налоговой полиции.
В Определении Конституционного Суда РФ от 23.06.2015 N 1338-О указано, что изложенные в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2015 N 6-П правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2015 N 2500-О-Р "По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы" разъяснено, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
С учетом изложенного, поступление истца как лица, получающего пенсионное обеспечение на основании Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1, на службу в таможенный орган влекло приостановление выплаты пенсии за выслугу лет, назначенной по указанному Закону.
В связи с приведенными выше основаниями, постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Рашкулеву В.И. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Рашкулева В.И. к Военному комиссариату г. Москвы о восстановлении права на получение пенсии за выслугу лет и возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет отказать.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.