Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Владимировой Н.В.,
судей Лобовой Л.В., Нестеровой Е.Б.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе К. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 22.03.2016 г., по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований К. к ГУ - ГУ ПФ РФ N 7 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения об отказе во включении в льготный стаж для назначения пенсии периодов работы ***от ***года, обязании включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ней с 18.06.2015 года - отказать,
установила:
К. обратилась в суд с иском к ГУ - ГУ ПФ РФ N 7 по г. Москве и Московской области о признании недействительным решения N*** от ***года об отказе во включении в льготный стаж для назначения пенсии периодов работы, обязании включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии, периоды работы, обязании назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ней с 18.06.2015 г. В обоснование иска указала, что обратилась в ГУ - ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчиком не были засчитаны в стаж, дающий право, на назначение досрочной страховой пенсии по старости, оспариваемые периоды работы: - с 31.03.1985 г. по 03.09.1985 г., с 05.09.1985 г. по 31.12.1989 г. (4 года 09 месяцев) работы в должности фельдшера диспетчера; - с 01.05.1995 г. по 05.06.1995 г., с 07.06.1995 г. по 31.07.1995 г. (3 месяца) работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов; с 09.09.2013 г. по 28.09.2013 г.; - с 03.03.2014 г. по 30.03.2014 г.(1 месяц 18 дней) в должности старшего фельдшера Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова; - с 15.11.1995 г. по 27.12.1995 г., с 14.11.1996 г. по 28.12.1996 г., с 14.10.1999 г. по 28.11.1999 г., с 11.02.2002 г. по 31.03.2002 г., с 10.01.2007 г. по 22.02.2007 г., с 11.09.2009 г. по 06.10.2009 г., с 06.02.2012 г. по 28.03.2012 г. нахождения на курсах повышении_ квалификации. В назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. С решением пенсионного органа истец не согласна.
Представитель истца К. по доверенности и по ордеру - Р. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ - ГУ ПФР N7 по г. Москве и Московской области по доверенности - Р. в судебное заседание явилась, иск не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит по доводам апелляционной жалобы К.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца и ее представителя Р., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика ГУ - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Таким образом, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ с 01.01.2015 г. страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
Частью 2 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения", осуществляется с применением Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
Для учета периодов лечебной деятельности, имевших место до 01.01.1992 г., а также по выбору застрахованного лица до 01.10.1993 г., применяется постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. применяется постановление Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела следует, что решением ГУ-Главного управления Пенсионного фонда РФ N 7 по Москве и Московской области N***от ***года К., ***года рождения, отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан определила, что стаж КВ., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на дату обращения за назначением пенсии (18.06.2015 г.) составляет 22 года 2 месяца 29 дней.
К. не были засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости оспариваемые периоды работы: - с 31.03.1985 г. по 03.09.1985 г., с 05.09.1985 г. по 31.12.1989 г. (4 года 09 месяцев) работы в должности фельдшера диспетчера; - с 01.05.1995 г. по 05.06.1995 г., с 07.06.1995 г. 31.07.1995 г. (3 месяца) работы в должности фельдшера по передаче вызовов; с 09.09.2013 г. по 28.09.2013 г.; - с 03.03.2014 г. по 30.03.2014 г.(1 месяц 18 дней) в должности старшего фельдшера Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова; - с 15.11.1995 г. по 27.12.1995 г., с 14.11.1996 г. по 28.12.1996 г., с 14.10.1999 г. по 28.11.1999 г., с 11.02.2002 г. по 31.03.2002 г., с 10.01.2007 г. по 22.02.2007 г., с 11.09.2009 г. по 06.10.2009 г., с 06.02.2012 г. по 28.03.2012 г. - периоды нахождения на курсах повышения квалификации; - с 05.11.1997 г. по 28.11.1999 г. работы в должности фельдшера выездного на Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова. Впоследствии решением ГУ- Главного управления Пенсионного фонда РФ N 7 по Москве и Московской области NИП11309 от 20.11.2015 г. К. в подсчет стажа лечебной деятельности, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включен период работы с 05.11.1997 г. по 13.10.1999 г. в должности фельдшера (выездного) Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова.
На дату обращения за назначением пенсии (18.06.2015 года) стаж Кузнецовой О.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по подсчету пенсионного органа, составил 24 года 2 месяца 8 дней.
Разрешая спор и отказывая К. в иске о включении в подсчет специального страхового стажа периодов ее работы на станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова: - с 31.03.1985 г. по 03.09.1985 г., с 05.09.1985 г. по 31.12.1989 г. (4 года 09 месяцев) работы в должности фельдшера диспетчера; - с 01.05.1995 г. по 05.06.1995 г., с 07.06.1995 г. по 31.07.1995 г. (3 месяца) работы в должности фельдшера по приему и передаче вызовов; с 09.09.2013 г. по 28.09.2013 г.; - с 03.03.2014 г. по 30.03.2014 г. (01 месяц 18 дней) в должности старшего фельдшера, суд исходил из того, что указанные должности не предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 г. N435 установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер". Тождество должностей "фельдшер диспетчер", "фельдшер выездной", "фельдшер по приему и передаче вызовов" наименованию должности "фельдшер" не установлено.
С таким выводом суда первой инстанции коллегия согласиться не может, поскольку данный вывод сделан без учета положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы досрочного назначения страховой пенсии.
Делая такой вывод, суд не учел, что, согласно действовавшему до 01 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
Действительно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с 01 ноября 1999 года работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, однако сохранение за медицинским работниками права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).
Отказывая в иске, суд не учел, что, в соответствии с Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397), в специальный медицинский стаж подлежит включению работа в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе учреждений скорой медицинской помощи, в должности фельдшера независимо от наименования должности. Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Должности фельдшера-диспетчера, фельдшера по приему и передаче вызовов относятся к категории среднего медицинского персонала, материалами дела подтверждено, что в спорный период Кузнецова О.В. работала на Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы, которая является амбулаторно-поликлиническим (лечебно-профилактическим) учреждением, следовательно, период работы в должности фельдшера-диспетчера и фельдшера по приему и передаче вызовов подлежит включению в льготный стаж для назначения пенсии в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, и Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464.
Отказывая Кузнецовой О.В. в иске о включении в стаж для назначения пенсии периода работы в должности старшего фельдшера со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении Правил исчисления трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", суд не принял во внимание то, что названным Постановлением предусмотрено наименование должности "старший фельдшер" и учреждение - "Станция скорой и неотложной медицинской помощи" (п. 16).
Как усматривается из материалов дела, в спорный период К. работая в должности фельдшера выездного, исполняла обязанности по должности старшего фельдшера, работала в государственном бюджетном учреждении здравоохранения, оказывала скорую и неотложную медицинскую помощь гражданам, из чего можно сделать вывод, что работа в указанной должности является деятельностью по охране здоровья населению и ответчик необоснованно исключил этот период из специального стажа для назначения пенсии.
Не может коллегия согласиться и с выводами суда относительно отказа в удовлетворении исковых требований о включении в подсчет специального страхового стажа периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации. Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К. направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя, что подтверждается приказами, архивными справками, сертификатами. Во время обучения не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плата на Станции. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников и требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков. При таких обстоятельствах период пребывания на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
С учетом включения спорных периодов работы истца у нее на дату обращения в пенсионный орган имелся необходимый 30-летний стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, решение ответчика об отказе Кузнецовой О.В. в назначении такой пенсии не может быть признано законным.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил при рассмотрении дела нормы материального права, сделал выводы, не соответствующие установленным обстоятельствам, решение суда не может законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене. С учетом установленных по делу обстоятельств и требований приведенных норм закона, регулирующих вопросы назначения пенсии, по делу должно быть постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 22.03.2016 г. отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать ГУ - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа лечебной деятельности Кузнецовой О.В., дающей ей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды: с 31.03.1985 г. по 03.09.1985 г.; с 05.09.1985 г. по 31.12.1989 г., с 01.05.1995 г. по 05.06.1995 г., с 07.06.1995 г. по 31.07.1995 г., с 09.09.2013 г. по 28.09.2013 г., с 03.03.2014 г. по 30.03.2014 г., а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 15.11.1995 г. по 27.12.1995 г., с 14.11.1996 г. по 28.12.1996 г., с 14.10.1999 г. по 28.11.1999 г., с 11.02.2002 г. по 31.03.2002 г., с 10.01.2007 г. по 22.02.2007 г., с 11.09.2009 г. по 06.10.2009 г., с 06.02.2012 г. по 28.03.2012 г.
Обязать ГУ - Главное управление ПФР N 7 по г. Москве и Московской области назначить Кузнецовой О.В. пенсию с 18.06.2015 г.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.