Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе председательствующего Максимовой Е.В.
судей Артюховой Г.М. и Кнышевой Т.В.,
при секретаре Малаховой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В.
дело по апелляционной жалобе Мирошниченко А.Д. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 28 марта 2016 г., которым постановлено:
отказать Мирошниченко А.Д. в удовлетворении исковых требований к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными и отмене решений комиссии и распоряжений ГУ МВД России по г. Москве, обязании пересчитать размер площади для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты,
установила
Мирошниченко А.Д. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ МВД России по г. Москве о признании незаконными и отмене решений комиссии и распоряжений ГУ МВД России по г. Москве, обязании пересчитать размер площади для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты, ссылался на то, что в соответствии с решением Комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 28 сентября 2012 г. его семья в составе пяти человек были приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел. Решением Комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 16 июля 2014 г. в учетное дело внесены изменения по составу семьи истца и по расчету потребности в жилой площади, согласно которым семья Мирошниченко А.Д. считается очередниками на получение единовременной социальной выплаты в составе шести человек (истец, жена - Мирошниченко Е.А., сын - Мирошниченко Д.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко А.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко М.А., *** года рождения, и дочь - Мирошниченко А.А., *** года рождения,) с определением потребности в жилой площади в размере *** кв.м. Решением Комиссии ГУ МВД России по г. Москве от 19 сентября 2015 г. истцу с семьей определена очередность постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты с 14 июля 2014 г., с момента прекращения права собственности на дом по адресу: ***. По его мнению, является незаконным изменение очередности на получение единовременной социальной выплаты, а также определение потребности в жилой площади в размере *** кв.м, поскольку согласно распоряжению главы администрации муниципального образования - Кораблинского муниципального района Рязанской области от 26 июля 2011 г. N 477 о межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и заключению о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 15 мая 2012 г., дом по вышеуказанному адресу признан непригодным для проживания. Ответчик, изменяя очередность постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, исходил из возникновения права семьи истца на постановку на учет с 14 июля 2014 г., т.е. с момента прекращения права собственности Мирошниченко Е.А. на дом по адресу: ***, однако, дом, признанный непригодным для проживания, жилым помещением не является, площадь такого дома не должна учитываться при постановке на учет для получения ЕСВ и при расчете потребности в жилой площади. Момент исключения из ЕРГП записи о доме, как объекте жилищных прав (14 июля 2014 г.) не может повлечь изменение очередности, поскольку не пригодность дома для проживания была установлена межведомственной комиссией 15 мая 2012 г. до постановки на учет. На основании изложенного просил суд признать незаконным и отменить решение Комиссии (протокол N 11 от 16 июля 2014 г.) и распоряжение ГУ МВД России по г. Москве от 06 августа 2014 г. N 1/843 об утверждении указанного решения Комиссии в части определения потребности семьи Мирошниченко А.Д. в жилой площади, обязать пересчитать размер общей площади жилого помещения для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, установленной для семьи из шести человек, признать незаконным и отменить решение Комиссии (протокол N 7/1-1 от 19 декабря 2015 г.) и распоряжение ГУ МВД России по г. Москве от 21 декабря 2015 г. N 1/2140 об утверждении указанного решения Комиссии в части определения очередности Мирошниченко А.Д. с семьей в составе шести человек с 14 июля 2014 г., обязать восстановить на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с заявлением о постановке на учет - с 02 августа 2012 г.
В судебном заседании Мирошниченко А.Д. иск поддержал и просил его удовлетворить.
Представитель ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Сальников И.В. в судебном заседании иск не признал по обстоятельствам, изложенным в письменном отзыве.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого как незаконного просит Мирошниченко А.Д. по доводам апелляционной жалобы, а именно по тем основанием, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
На заседание судебной коллегии Мирошниченко А.Д. явился, доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение отменить и удовлетворить заявленные требования.
На заседание судебной коллегии представитель ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Медведев П.Н. явился, доводы апелляционной жалобы не признал, считал решение суда законным и просил оставить его без изменения.
Выслушав объяснения Мирошниченко А.Д., представителя ГУ МВД России по г. Москве по доверенности Медведева П.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Как следует из материалов дела, 28 сентября 2012 г. решением Комиссии ГУ МВД России по г. Москве Мирошниченко А.Д. в составе семьи из пяти человек (истец, жена - Мирошниченко Е.А., сын - Мирошниченко Д.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко А.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко М.А., *** года рождения) приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел.
16 июля 2014 г. решением Комиссии (протокол N 11, утвержденный распоряжением ГУ МВД России по г. Москве 06 августа 2014 г. N 1/843) в учетное дело Мирошниченко А.Д. на основании его заявления внесены изменения по составу семьи и по расчету потребности в жилой площади. Мирошниченко А.Д. поставлен на учет с семьей в составе шести человек, потребность в жилой площади составляет 14,8 кв.м.
24 ноября 2015 г. решением комиссии (протокол 4/1, утвержденный распоряжением ГУ МВД России по г. Москве от 03 декабря 2015 г. N 1/20138) определен размер единовременной выплаты Мирошниченко А.Д. с семьей в составе 6-ти человек исходя из потребности в жилой площади в размере *** кв.м.
В соответствии с письмом ДТ МВД России от 29 декабря 2015 г. N 22/4/2-17689 указанный протокол Комиссии возвращен на доработку с указанием на необоснованность постановки Мирошниченко А.Д. на учет в 2012 г., поскольку право на единовременную выплату возникло у Мирошниченко А.Д. в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ лишь 14 июля 2014 г., после регистрации прекращения права собственности на дом по адресу: ***
Судом установлено, что Мирошниченко А.Д. с семьей постоянно проживает в отдельной трехкомнатной квартире, общей площадью *** кв.м, жилой площадью *** кв.м, по адресу: ***, которая принадлежит ему и членам его семьи Мирошниченко А.Д., Мирошниченко Д.А. и Мирошниченко А.А. на праве собственности по ? доли каждому.
Мирошниченко Е.А. ранее имела в собственности жилой дом, общей площадью *** кв.м, по адресу: ***
Согласно Распоряжения Главы администрации муниципального образования - Кораблинского муниципального района Рязанской области от 26 июля 2011 г. о межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15 мая 2012 г. N 51 дом по адресу: ***, не пригоден для проживания.
10 июня 2014 г. указанный дом снят с кадастрового учета, право собственности на него прекращено 14 июля 2014 г.
Рассматривая дело, суд проверил доводы истца, положенные в обоснование заявленных требований, возражения представителя ответчика, и пришел к выводу о том, что до 14 июля 2014 г. обеспеченность общей площадью на одного члена семьи Мирошниченко А.Д. составляла *** кв.м, что на момент постановки на учет 28 сентября 2012 г. влекло отсутствие права на единовременную выплату, а доводы истца о том, что дом, признанный непригодным для проживания, жилым помещением не является, в связи с чем, его площадь не должна учитываться при постановке на учет для получения ЕСВ и при расчете потребности в жилой площади, необоснованны, поскольку согласно п. 29 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, правовое значение для расчета обеспеченностью общей площадью имеет наличие права собственности на жилое помещение у сотрудника или членов его семьи, а само по себе издание распоряжения Главы администрации муниципального образования о признании дома непригодным для проживания не прекращает право собственности на него, а поэтому оснований для удовлетворения заявленных Мирошниченко А.Д. требований не имеется.
Между тем, судебная коллегия с таким выводом согласиться не может.
Как усматривается из материалов дела, 02 августа 2012 г. Мирошниченко А.Д., будучи майором полиции, старшим инспектором службы отделения службы 3 отдела полиции УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, обратился с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения семьи в составе 5-ти человек (он, жена - Мирошниченко Е.А., сын - Мирошниченко Д.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко А.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко М.А., *** года рождения).
На момент подачи заявления стаж службы Мирошниченко А.Д. составлял 17 лет 4 месяца 5 дней. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы Мирошниченко А.Д. не предоставлялась.
К заявлению Мирошниченко А.Д. были представлены документы, свидетельствующие о том, что он проживает с женой и детьми в приватизированной отдельной 3-х комнатной квартире, общей площадью *** кв.м, жилой - *** кв.м, расположенной по адресу: ***, данная квартира находится в общей долевой собственности по 1/4 доли в праве у Мирошниченко А.Д., жены Мирошниченко Е.А., сына Мирошниченко Д.А. и дочери Мирошниченко А.А.
Жена Мирошниченко Е.А. имеет в собственности жилой дом, общей площадью *** кв.м по адресу: ***. Согласно распоряжения главы администрации муниципального образования-Кораблинского муниципального района Рязанской области от 26 июля 2011 года N 477 о межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15 мая 2012 года N 51 дом по вышеуказанному адресу не пригоден для проживания.
Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) Мирошниченко А.Д., жена Мирошниченко Е.А., сын Мирошниченко Д.А., дочь Мирошниченко А.А. и дочь Мирошниченко М.А. не имеют.
Рассмотрев 28 сентября 2012 г. выше указанное заявление и изучив представленные документы, Комиссия ГУ МВД России по г. Москве обоснованно приняла решение, которым Мирошниченко А.Д. в составе семьи из пяти человек (истец, жена - Мирошниченко Е.А., сын - Мирошниченко Д.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко А.А., *** года рождения, дочь - Мирошниченко М.А., *** года рождения) были приняты на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел.
В последующем, рассматривая заявления Мирошниченко А.Д. о внесении изменений по составу семьи и по расчету потребности в жилой площади, Комиссия ГУ МВД России по г. Москве исходила из того, что дом по адресу: ***, был необоснованно исключен из расчета обеспеченностью общей площадью с момента вынесения распоряжения муниципального органа власти о признания его непригодными для проживания, а поэтому право на единовременную выплату возникло у Мирошниченко А.Д. в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ лишь 14 июля 2014 г., после регистрации прекращения права собственности на указанный дом, что нашло свое отражение в решении Комиссии от 16 июля 2014 г. (протокол N 11, утвержденный распоряжением ГУ МВД России по г. Москве 06 августа 2014 г. N 1/843) и решением комиссии 24 ноября 2015 г. (протокол 4/1, утвержденный распоряжением ГУ МВД России по г. Москве от 03 декабря 2015 г. N 1/20138).
Однако, данная позиция является ошибочной.
Согласно п.п. 7,8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Как усматривается из материалов дела, Распоряжением главы администрации муниципального образования - Кораблинского муниципального района Рязанской области от 26 июля 2011 года N 477 о межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15 мая 2012 года N 51 дом по адресу: ***, признан не пригоден для проживания.
Доказательств того, что данное распоряжение в установленном порядке признано недействительным, ответчиком не представлено.
При рассмотрении дела ответчиком факт непригодности жилого дома не оспаривался, более того, 10 июня 2014 г. указанный дом снят с кадастрового учета и право собственности на него прекращено 14 июля 2014 г.
Указание на то, что на может рассмотрения заявления Мирошнеченко А.Д. Комиссией 28 сентября 2012 г. не пригодный для проживания жилой дом не был снесен и запись в ЕГРП о собственности не была аннулирована, а поэтому оснований для исключения его из расчета обеспеченностью общей площадью не было, необоснованно, поскольку указанные действия в отношении жилого дома находятся вне воли собственника, и осуществляются по соответствующему распоряжению органа местного самоуправления, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ.
Таким образом, площадь дома, признанного непригодным к проживанию, не могла быть учтена при определении обеспеченности семьи заявителя.
Учитывая выше изложенное, судебная коллегия считает, что решение Комиссии ГУ МВД России по г.Москве (протокол N 11 от 16 июля 2014 г.) и распоряжение ГУ МВД России по г.Москве от 06 августа 2014 г. N 1/843 об утверждении указанного решения комиссии, в части определения потребности семьи Мирошниченко А.Д. в жилой площади, нельзя признать законным и они в указанной части подлежат отмене, а на ГУ МВД России по г.Москве должна быть возложена обязанность пересчитать Мирошниченко А.Д. размер общей площади жилого помещения, необходимой для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, установленной для семьи из шести человек.
Также нельзя признать законными решение Комиссии ГУ МВД России по г.Москве ( протокол N 7/1-1 от 19 декабря 2015 г.) и распоряжение ГУ МВД России по г.Москве от 21 декабря 2015 г. N 1/2140 об утверждении указанного решения комиссии, в части определения очередности Мирошниченко А.Д. с семьей в составе шести человек с 14 июля 2014 г., поскольку на момент обращения, 02 августа 2012 г., с заявлением о постановке на учет, площадь дома, признанного непригодным к проживанию, не могла быть учтена при определении обеспеченности семьи заявителя, и на каждого члена семьи приходилось менее 15 кв.м., что давало Мирошниченко А.Д. право на получение единовременной социальной выплаты, а поэтому они в указанной части подлежат отмене, а семья Мирошниченко А.Д. подлежит восстановлению на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты обращения с заявлением о постановке на учет - с 02 августа 2012 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ,
судебная коллегия
определила:
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 28 марта 2016 г. отменить, принять по делу новое решение, которым признать незаконным и отменить решение Комиссии ГУ МВД России по г.Москве (протокол N 11 от 16 июля 2014 г.) и распоряжение ГУ МВД России по г.Москве от 06 августа 2014 г. N 1/843 об утверждении указанного решения комиссии в части определения потребности семьи Мирошниченко А.Д. в жилой площади. Обязать ГУ МВД России по г.Москве пересчитать Мирошниченко А.Д. размер общей площади жилого помещения, необходимой для определения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, установленной для семьи из шести человек. Признать незаконным и отменить решение Комиссии ГУ МВД России по г.Москве ( протокол N 7/1-1 от 19 декабря 2015 г.) и распоряжение ГУ МВД России по г.Москве от 21 декабря 2015 г. N 1/2140 об утверждении указанного решения комиссии, в части определения очередности Мирошниченко А.Д. с семьей в составе шести человек с 14 июля 2014 г. Восстановить семью Мирошниченко А.Д. на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с даты обращения с заявлением о постановке на учет - с 02 августа 2012 г.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.