Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио,
судей фио, фио,
при секретаре фио,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Департамента городского имущества адрес по доверенностям фио и фио на решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата, которым постановлено:
Признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от дата N33-5-21139/14 (0)-1 об отказе в оформлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 177:01:телефон:2915, площадью 3088 кв.м по адресу: адрес, стр. 1,6.
Обязать Департамент городского имущества адрес в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес фио проект договора аренды земельного участка, с кадастровым номером 77:01:телефон:2915, площадью 3088 кв.м по адресу: адрес,6,
установила:
фио обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента городского имущества адрес и просила признать незаконным решение Департамента городского имущества адрес от дата N33-5-21139/14-(0)-1 об отказе в оформлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:01:телефон:2915, площадью 3088 кв.м по адресу: адрес, стр. 1,6, обязать в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда устранить допущена нарушения прав и свобод, подготовить и направить в адрес заявителя проект договора аренды указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником зданий по адресу: адрес, стр.6. дата она (фио) обратилась в ДГИ адрес с заявлением о приобретении в аренду земельного участка с кадастровым номером 7:01:телефон:2915, площадью 3088 кв. м по указанному адресу. дата ДГИ адрес отказал в заключении договора аренды земельного участка в связи с тем, что на спорном участке расположены здания, работы по реконструкциям которых были выполнены без оформления разрешительной документации, что исключает возможность передачи земельного участка в аренду. Также в отказе указано, что здание, принадлежащее фио на праве собственности, является самовольной постройкой.
В судебном заседании суда первой инстанции заявленные требования поддержаны представителем фио по доверенности фио, которая настаивала на их удовлетворении.
Представитель Департамента городского имущества адрес по доверенности фио в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражал.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просят представители Департамента городского имущества адрес по доверенностям фио и фио по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, указывают на то, что суд нарушил нормы материального и процессуального права, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Департамента городского имущества адрес по доверенности фио, представителя фио по доверенности фио, судебная коллегия, обсудив доводы апелляционных жалоб, находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N23 от дата "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Из материалов дела следует, что фио является собственником нежилого здания, общей площадью 3764, 6 кв. м по адресу: адрес.
фио является собственником нежилого здания, общей площадью 2609,7 кв. м по адресу: адрес.
Также, фио является собственником нежилого здания, общей площадью 818, 8 кв. м по адресу: адрес.
дата решением Преображенского районного суда адрес отказано в удовлетворении требований Префектуры адрес к фио об обязании снести самовольно возведенные площади в здании по адресу: адрес, 6.
дата фио обратилась в ДГИ адрес с заявлением о приобретении в аренду земельного участка с кадастровым номером 77:01:телефон:2915, площадью 3088 кв.м по адресу: адрес, 6.
дата ДГИ адрес отказал заявителю в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:телефон:2915, указав, что согласно акту Госинспекции по недвижимости, составленному по результатам обследования объекта по адресу: адрес, 6, выявлено, что на указанном земельном участке расположены здания, работы по реконструкции которых были выполнены без оформления разрешительной документации, в связи с чем имеются основания для включения объектов в постановление Правительства Москвы от дата N819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков", в связи с чем на основании пункта 2.10.1.4 Административного регламента, принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что фио является собственником зданий, расположенных на земельном участке, испрашиваемом в аренду, что является основанием для приобретения права аренды спорного земельного участка.
При этом, суд первой инстанции посчитал, что решение Преображенского районного суда адрес от дата в данном случае имеет преюдициальное значение, и отклонил доводы ДГИ адрес о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории земельного участка, площадью 515,7068 га с кадастровым номером 77:03:телефон:57, предоставленный в пользование ГАУК адрес ПКиО "Сокольники" на праве постоянного бессрочного пользования.
Судебная коллегия с данными выводами согласиться не может.
Обязанность оказания Департаментом городского имущества адрес государственной услуги адрес по предоставлению земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках не является безусловной, поскольку поставлена в зависимость не только от наличия у получателей указанной услуги права собственности на здания строения, сооружения, но и от соблюдения этими лицами земельного законодательства адрес и Российской Федерации.
В этой связи Административным регламентом, утвержденным постановлением Правительства Москвы от дата N199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества адрес" установлены случаи отказа в заключении таких договоров.
В силу пп. 5 пунктом 1 статьи 1 ЗК РФ земельное законодательство РФ основывается в том числе на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьёй 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду согласно гражданского законодательства и Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 35, пункту 1 статьи 36 ЗК РФ (действовавшим на момент принятия обжалуемого решения) граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со статьёй 29 ЗК РФ (действовавшей на момент принятия решения) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок приобретения заявителями права аренды на земельный участок, в том числе перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, на момент вынесения решения, определен указанными нормами Земельного кодекса РФ, Приказом Минэкономразвития РФ от дата N475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок", Административным регламентом, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от дата N199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества адрес".
Административным регламентом определены права и обязанности ДГИ адрес при осуществлении оказания государственной услуги по оформлению земельно-правовых отношений, вытекающих из договора аренды.
Так в силу пунктов 2.10 - 2.10.2 Административного регламента (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения) установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги, к каковым в частности относятся следующие:
- 2.10.1.4. Наличие составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости адрес акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка и (или) акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости на земельном участке.
- 2.10.1.5. Включение объектов недвижимого имущества в утвержденный постановлением Правительства Москвы от дата N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных адрес объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 3.3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от дата N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти адрес при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" и на основании выявления Госинспекцией по недвижимости в рамках осуществления текущей деятельности признаков незаконного (нецелевого) использования земельных участков было проведено обследование земельного участка по адресу: адрес, 6.
Согласно акту Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес объекты недвижимости, расположенные в границах земельного участка по адресу: адрес, 6, обладают признаками самовольной постройки.
При этом, решение Преображенского районного суда адрес от дата вопреки выводам суда первой инстанции, не имеет в данном деле преюдициального значения, поскольку ДГИ адрес не был привлечен к участию в деле.
При вынесении решения Преображенского районного суда адрес от дата, суд установил, что осуществление строительных работ на объекте недвижимости, принадлежащем ответчику фио, не привело к появлению новой постройки, объект может быть приведен в состояние, существовавшее до приведения таких работ, права иных граждан и организаций, действиями ответчика, осуществившего ремонт объектов недвижимости не были нарушены и не создают опасность для жизни и здоровья окружающих, увеличение площади произошло в результате переустройства чердака без увеличения объема здания.
Постановлением Правительства Москвы от дата N425-ПП объекты по адресу: адрес, 6, внесены в Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости, как имеющие надстройку, что не противоречит решению Преображенского районного суда адрес от дата.
В соответствии с пунктом 2.10.1.4 Административного регламента, утвержденного постановлением Правительства Москвы от дата N199-ПП "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества адрес", указанное обстоятельство является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
Акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости адрес и Постановление Правительства Москвы от дата N425-ПП сторонами не обжаловались.
При таких обстоятельствах у ДГИ адрес имелись основания для отказа в предоставлении государственной услуги, следовательно, решение суда подлежит отмене с постановлением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия также учитывает следующие обстоятельства.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории земельного участка, площадью 515,7068 га с кадастровым номером 77:03:телефон:57, предоставленный в пользование ГАУК адрес ПКиО "Сокольники" на праве постоянного бессрочного пользования.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Москвы от дата N13 "Об утверждении генеральных планов развития и реконструкции МПКиО "Сокольники", Измайловского и Филевского адрес культуры и отдыха "Сокольники", Измайловский и адрес культуры и отдыха являются государственными учреждениями культуры, территории которых не подлежат приватизации и отчуждению.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от дата N367-ПП "Об образовании особо охраняемой адрес Сокольники" и о проекте планировки адрес культуры и отдыха "Сокольники", в целях обеспечения сохранения, восстановления и дальнейшего развития территории парка культуры и отдыха "Сокольники", имеющей особую природоохранную, историко-культурную и рекреационную ценность, учитывая положительное заключение государственной экологической экспертизы на материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие придание им статуса особо охраняемой природной территории регионального значения адрес "Сокольники", Правительство Москвы постановляет: образовать особо охраняемую природную территорию регионального значения адрес "Сокольники" площадью 229,2 га, включив в ее состав часть территории объекта природного комплекса N1 адрес "Лесопарк "Сокольники", и утвердить ее границы (приложение 1), (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
адрес, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
адрес, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Подпунктом 1 пункта 4 указанной статьи предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами - государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
Пунктом 6 названной статьи установлено, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. адрес в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Согласно статье 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от дата N33-ФЗ земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на указанные в пункте 1 настоящей статьи земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
По правилам пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, в настоящее время право приобретения права аренды на земельный участок, находящийся в государственной собственности реализуется посредством торгов в форме аукциона.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, допущено нарушение норм материального права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований фио судебная коллегия отказывает в полном объеме.
Руководствуясь статьями телефон ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Замоскворецкого районного суда адрес от дата - отменить.
В удовлетворении заявления фио к Департаменту городского имущества адрес о признании решения незаконным отказать.
Судьи:
6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.