12 сентября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Пильгановой В.М., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Прутян О.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 7 по Москве и Московской области
на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 05 апреля 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области об отказе Пономаревой О.В. в назначении досрочной пенсии по старости, протокол от 17.09.2015 г. N 3408.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области включить в педагогический стаж (в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) Пономаревой О.В. следующие периоды работы: с 01.11.2002 по 31.08.2003 (10 месяцев 01 день) в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и в должности учителя в ГБОУ СОШ N 646; с 05.03.2014 по 02.08.2015 (1 год 4 месяца 28 дней) в должности учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ N 2094; учебные отпуска с 13.01.1986 по 23.01.1986; с 03.05.1986 по 22.06.1986 2 месяца 1 день.
Обязать ГУ-ГУ ПФР N 7 назначить Пономаревой О.В. пенсию с момента обращения, т.е. с 03 августа 2015 года",
установила:
Пономарева О.В. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской обрасти, просила признать за ней право на досрочную пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочно пенсии, периоды ее работы с 01.11.2002 г. по 31.08.2003 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя в ГБОУ СОШ N 646; с 05.03.2014 г. по 02.08.2015 г. в должности учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ N 2094; учебные отпуска с 13.01.1986 г. по 23.01.1986 г., с 03.05.1986 г. по 22.06.1986 г. и обязать ответчика назначить досрочную пенсию с момента обращения с соответствующим заявлением, в обосновании своих требований ссылаясь на то, что указанные периоды времени необоснованно были исключены пенсионными органами из подсчета ее специального стажа, поскольку она фактически осуществляла педагогическую деятельность, выполняла обязанности по должности учителя и по должности директора школы в общеобразовательных учреждениях, имела необходимую педагогическую нагрузку, работала на полную ставку.
В судебном заседании Пономарева О.В. исковые требования поддержала, представитель ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области.
Судебная коллегия, выслушав представителя ГУ-ГУ ПФР N 7 по г. Москве и Московской области - Галанову Т.Н., Пономареву О.В., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда отмене либо изменению не подлежит, исходя из следующего:
В соответствии с п. 19 ч. 1 и ч.ч. 2-6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что право на досрочное назначение пенсии имеют преподаватели и учителя, директора (начальники, заведующие), заместители директора (начальника, заведующего), деятельность которых связана с образовательным (воспитательным) процессом, работающие в общеобразовательных учреждениях, в том числе, в школах всех наименований.
В соответствии с п.п. 4, 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В стаж работы, в числе прочего, засчитывается:
а) работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период до 1 сентября 2000 г. независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 г. засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;
б) выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Как следует из материалов дела, 03.08.2015 г. Пономарева О.В. обратилась в пенсионные органы с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
При этом, пенсионными органами в специальный стаж истца, дающего право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", были включены периоды ее работы, общей продолжительностью 23 года 03 мес. 10 дн. и не были включены периоды работы: с 01.11.2002 г. по 31.08.2003 г. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя на 0,6-0,78 ставки в ГБОУ СОШ N 646, - в связи с отсутствием доказательств подтверждения выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы; с 05.03.2014 г. по 02.08.2015 г. в должности учителя русского языка и литературы в ГБОУ СОШ N 2094, так как согласно учредительным документам, основным видом деятельности в данный период являлась реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве основной деятельности; а также периоды нахождения истца в учебных отпусках с 13.01.1986 г. по 23.01.1986 г., с 03.05.1986 г. по 22.06.1986 г.
Исследовав представленные доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца указанных выше периодов ее работы и нахождения в учебных отпусках, поскольку, работая в ГБОУ СОШ N 646, суммарно истец выполняла норму рабочего времени, установленного за ставку заработной платы, учреждение и должности, которые она замещала отнесены к пункту 1 Списка; ГБОУ СОШ N 2094 является учреждениями общеобразовательного типа, реализует программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, действовало на основе Закона РФ "Об образовании", имело соответствующие лицензии, при этом, соответствующие взносы за истца в пенсионные органы были оплачены, а на период ее нахождения в учебных отпусках за истцом сохранялось место работы, производилась выплата заработной платы.
Поскольку с учетом суммирования включенных пенсионными органами в подсчет специального стажа истца периодов работы и периодов, включенных по решению суда в рамках настоящего гражданского дела, у истца в совокупности образуется необходимый специальный стаж (25 лет), требуемый для назначения досрочной пенсии на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - суд обоснованно пришел к выводу об обязании ответчика назначить истцу досрочно пенсию с даты соответствующего обращения в пенсионные органы с заявлением, то есть с 03.08.2015 г.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, приведенными в оспариваемом решении, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах и соответствует нормам права, подлежащим применению в данном случае.
При этом, судебная коллегия также исходит из того, что согласно представленной архивной справке, информационной справке и иных документов, истец с 01.11.2002 г. была переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя с нагрузкой 12/14 часов в неделю, работала на полную ставку (суммарно) по 31.12.2009 г., педагогическая нагрузка составляла 16 часов в неделю по внутреннему совместительству, оплата налогов и взносов производилась от "полной ставки (педагогической)".
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств.
Судом все обстоятельства дела были проверены с достаточной полнотой, выводы суда соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
Нарушений судом норм материального и процессуального права допущено не было, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда РФ N 7 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.