Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Максимовой Е.В.
судей Бабенко О.И., Лебедевой И.Е.,
при секретаре К.М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой И.Е. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны РФ по доверенности Стручкова Е.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года, которым постановлено:
иски Мельниковой Н.И., Федодеевой Л.И., Никитиной О.М., Маслюк Л.А., Чмирь С.В., Саргаевой В.В., Лещевой Е.П. к Министерству обороны РФ о взыскании компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения удовлетворить частично;
взыскать с Министерства обороны за счет средств казны Российской Федерации в счет компенсации понесенных расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения в пользу Мельниковой Н.И. денежные средства в размере *руб., в пользу Федодеевой Л.И. денежные средства в размере *руб., в пользу Никитиной О.М. денежные средства в размере * руб., в пользу Маслюк Л.А. денежные средства в размере *руб., в пользу Чмирь С.В. денежные средства в размере * руб., в пользу Саргаевой В.В. денежные средства в размере *руб., в пользу Лещевой Е.П. денежные средства в размере *руб.;
в удовлетворении иска Мельниковой Н.И., Федодеевой Л.И., Никитиной О.М., Маслюк Л.А., Чмирь С.В., Саргаевой В.В., Лещевой Е.П. в большем объеме и к Министерству финансов РФ отказать;
выдать справки на возврат госпошлины Мельниковой Н.И. на сумму * руб., Федодеевой Л.И. на сумму * руб., Никитиной О.М. на сумму *руб., Маслюк Л.А. на сумму *руб., Чмирь С.В. на сумму *руб., Лещевой Е.П. сумму *руб.,
установила:
Истцы обратились в суд с указанными исками к ответчикам, ссылаясь на то, что они работали в *N * "*" Войсковой части *, расположенной в сельской местности, просили возместить расходы на оплату жилого помещения, отопление и освещение на основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Закона Московской области "О мерах социальной поддержки отдельный категорий граждан" от 23 марта 2006 г. N 36/2006-03 за период с *г. по *г.
Мельникова Н.И. просит взыскать компенсацию расходов в сумме *руб., Федодеева Л.И. компенсацию в размере *руб., Никитина О.М. компенсацию в размере *руб., Маслюк Л.А. компенсацию в размере *руб., Чмирь СВ. компенсацию в размере *руб., Саргаева В.В. компенсацию в размере *руб., Лещевая Е.П. компенсацию в размере *руб.
Истец Федодеева Л.И., представляющая по доверенности, также, интересы остальных истцов, в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности -Черемнякова О.А., в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, заявила о применении срока исковой давности.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Министерства обороны РФ по доверенности Стручков Е.А. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истца Федодеевой Л.И., являющуюся, также, представителем остальных истцов, возражавшую против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
В соответствии с п.3 названного Постановления решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда первой инстанции в полной мере не соответствует в связи со следующим.
Судом установлено, что в период с *г. по *г. работали в *N * "*" Войсковой части *Министерства обороны РФ: Мельникова Н.И. в должности *, Федодеева Л.Н. в должности *, Никитина О.М. в должности *, Маслюк Л.А. в должности *, Чмирь СВ. в должности *, Саргаева В.В. в должности *, Лещевая Е.П. в должности *, что подтверждается справками Войсковой части *, данными трудовых книжек.
Согласно справке Войсковой части *N * "*" являлось структурным подразделением данной войсковой части по *г., с *г. *N* "*" передано из федеральной собственности в собственность муниципального образования *муниципального района *области.
Согласно справке Администрации городского поселения *муниципального района *области *N * "*" Войсковой части *расположено в пос. *, в границы городского поселения *входят сельские населенные пункты бывшего *сельского округа, в том числе и пос. *, статус населенных пунктов не менялся.
Истцы зарегистрированы по месту жительства в жилых помещениях, расположенных в *.
За заявленный истцами период ими понесены расходы по оплате жилого помещения, отопления и освещения, что подтверждается соответствующими платежными документами.
Войсковая часть * относится к ведению Министерства обороны РФ, финансируется из средств федерального бюджета и не является государственным или муниципальным учреждением Московской области.
В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 N 963 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", которые определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (п. 1).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации (п. 4).
До вступления в законную силу 07 ноября 2013 года указанного выше Постановления Правительства РФ N964 размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением данных мер социальной поддержки
педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, законодательством Российской Федерации установлен не был.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд первой инстанции пришел к выводу, что предъявленные истцами к возмещению расходы подлежат компенсация за счет казны Российской Федерации с Министерства обороны РФ, как главного распорядителя федерального бюджета, к ведению которого относилась Войсковая часть *со структурным подразделением *N* "*".
Определяя размер заявленных требований, суд первой инстанции принял доводы ответчика о пропуске истцами срока исковой давности, в связи с чем, требования истцов, заявленные за период до *г. отклонил и, посчитал обоснованными требования истцов за период с *г. по *г. исходя из фактически понесенных истцами расходов, а начиная с *г. по *г. из расчета не более *руб. в месяц.
Учитывая изложенное, размер компенсации понесенных Мельниковой Н.И. расходов определен судом первой инстанции в размере *руб., размер компенсации расходов Федодеевой Л.И. - *руб., размер компенсации расходов Никитиной О.М. - * руб., размер компенсации расходов Маслюк Л.А. - *руб., размер компенсации расходов Чмирь СВ. - *руб., размер компенсации расходов Саргаевой В.В. - *руб., размер компенсации расходов Лещевой Е.П. - *руб.
С выводом суда первой инстанции в части взыскания компенсации расходов на оплату жилых помещений в пользу истца Саргаевой В.В. судебная коллегия согласиться не может, поскольку согласно трудовой книжки последняя работала медицинской сестрой в *N* "*" в связи с чем, не обладала правом на получение указанной компенсации в силу ФЗ от 29.12.2012 N 273 "Об образовании в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части взыскания в пользу Саргаевой В.В. компенсации расходов по оплате жилья подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований истца Саргаевой В.В. в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны РФ из которых следует, что *N* "*" не обладает статусом федерального государственного образовательного учреждения, поскольку является структурным подразделением воинской части, что подтверждается распоряжением Правительства РФ от 30.09.2005 года N1554-р, которым утвержден перечень создаваемых в ведении Минобороны России федеральных государственных дошкольных образовательных учреждений, в который *N* "*" не входит, отклоняются судебной коллегией в связи со следующим.
Как следует из справки командира войсковой части N*от *года *N* "*" являлось структурным подразделением восковой части с *года по *года.
На момент образования *N* "*" действовал Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" согласно ст. 5 которого, в СССР в соответствии с Конституцией СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая включает в себя дошкольное образование.
Согласно ст. 9 указанного Закона учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов.
Согласно ст. 15 Закона детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.
Согласно ст. 17 Закона педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных и автономных республик и их местные органы.
Таким образом, в момент образования * N * "*" являлось государственным дошкольным образовательным учреждением, находящимся в ведении Министерства обороны.
Доводы ответчика о том, что согласно распоряжению Правительства РФ от 30 сентября 2005 г. N 1554-р утвержден перечень создаваемых в ведении Минобороны России федеральных государственных дошкольных образовательных учреждений, в который * N* "*" не входит, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку ответчиком не доказано, что на территории * функционировал детский сад N*, относящийся к ведению Министерства обороны РФ.
Доводы ответчика о том, что детский сад расположен на территории, не относящейся к сельской местности правильно отклонены судом первой инстанции, поскольку в соответствии со ст. 39 Устава Московской области порядок образования, преобразования, упразднения административно-территориальных единиц Московской области, присвоения им наименований, изменения их статуса, установления и изменения их границ устанавливается законами Московской области.
Согласно ст. 7 Закона Московской области от 08.02.2005 N 37/2005-03 "О статусе и границах *района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" населенный пункт *является рабочим поселком.
Включение поселка * в число закрытых военных городков не изменяет тип и категорию населенного пункта.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила
Решение Тверского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2016 года в части исковых требований, заявленных Саргаевой В.В. отменить, вынести в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.