Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Лобовой Л.В.,
судей Нестеровой Е.Б., Рачиной К.А.,
при секретаре С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеровой Е.Б. дело по апелляционной жалобе ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 03.03.2016 г., по которому постановлено:
Исковые требования Д. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии, взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в стаж Д., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 16.01.1985 года по 08.09.1988 года.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Д. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 20 января 2015 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного
фонда Российской Федерации N3 по г. Москве и Московской области в пользу Д. расходы по оплате услуг представителя в размере ***руб., расходы по оплате госпошлины в сумме ***руб., в остальной части иска - отказать,
установила:
Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области о включении в подсчет специального страхового стажа периодов работы, обязании назначить ему досрочную страховую пенсию по старости. В обоснование иска указал, что 15.01.2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ***г. N***, ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, при этом в специальный стаж истца не был включен период работы с 16.01.1985 г. по 08.09.1988 г. в Строительно-монтажном управлении N4 треста "Особстрой N2" в должности монтажника железобетонных конструкций. Просил признать решение ГУ - ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области об отказе в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости от 27.03.2015 г. незаконным, обязать ГУ - ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области, включить в подсчет стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы: с 16.01.1985 г. по 08.09.1988 г. в Строительно-монтажном управлении N4 треста "Особстрой N2" в должности монтажника железобетонных конструкций, признать за ним право на досрочную страховую пенсию, обязать ГУ - ГУ ПФР 33 по г. Москве и Московской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 20.01.2015 г., взыскать с ответчика в пользу истца судебные издержки в виде расходов по оплате юридических услуг (расходов на представителя) в размере 30 000 руб., расходов по оплате госпошлины в размере 1 200 руб.
Истец Д. в судебное заседание не явился, его интересы по доверенности представляет М., которая в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, представитель ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области по доверенности Ш. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как незаконного просит в апелляционной жалобе ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Ш., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца М., возражавшей против удовлетворения жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании п.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда: Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
Согласно п. З Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочно назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), учитывают периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка). При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как следует из материалов дела, Д., ***г.р., обратился 15.01.2015 г. в Управление ПФР по Люберецкому району Московской области за досрочным назначением страховой пенсии в соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как усматривается из протокола заседания комиссии ГУ - ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N3/226 от 27.03.2015 г., в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, включены периоды работы истца продолжительностью 11 лет 00 месяцев 09 дней.
В стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не включен, в том числе, период работы истца с 16.01.1985 г. по 08.09.1988 г. в должности монтажника ЖБК, СМУ N4 треста "Особстрой N2" продолжительностью 03 года 07 месяцев 23 дня, так как согласно ответу ООППЗЛ Управления по Люберецкому району Московской области ГУ - ГУ ПФР N3 по г.Москве и Московской области от 22.05.2015 г., организация СМУ N4 треста "Особстрой N2" (с 13.11.1992 года СМУN4 стало самостоятельным управлением) на учете в ПФР не состоит. Организация не подавала в ООППЗЛ "Перечни льготных профессий, должностей работников, имеющих право на ЛПО", наблюдательное дело не формировалось. В связи с этим, Комиссией было принято решение отказать Д. в досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пп.2 п.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа 12 лет 6 месяцев на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из сведений о трудовой деятельности истца, указанных в его трудовой книжке, согласно которым, истец 04.08.1980 г. был принят плотником 2 разряда в СМУ N4 треста "Особстрой" N2 (приказ N***от ***г.), 30.07.1981 г. присвоен 3 разряд плотника (приказ N79 от 30.07.1981 г.), 22.11.1982 г. присвоен 4 разряд плотника (приказ N106 от 22.11.1982 г.), 16.01.1985 г. переведен монтажником ЖБК 4 р. (приказ N2-к от 11.01.1985 г.), 08.09.1988 г. уволен по переводу в ПМК-5 ПСО "Агроспецстроймонтаж" п.5 ст.29 КЗоТ РСФСР (приказ N73-к от 08.09.1988 г.) (копия трудовой книжки л.д.6-10).
Согласно сообщению ООППЗЛ Управления по Люберецкому району Московской области ГУ - ГУ ПФР N3 по г.Москве и Московской области от 22.01.2014 г. (л.д.41), организация СМУ-4 треста Особстрой-2 (с 13.11.1992 года СМУ-4 стало самостоятельным управлением) по данным программы КЕСЮР8Е на учете в ПФР не состоит. Организация не подавала в ООППЗЛ "Перечни льготных профессий, должностей работников, имеющих право по ЛПО", наблюдательное дело не формировалось.
Из материалов дела усматривается, что СМУ N 4, ставшее самостоятельным управлением с 13.11.1992 г., было ликвидировано 16.11.1992 г. приказом N6-к треста "Особстрой-2" от 16.11.1992 г., правопреемником СМУ N4 с 16.11.1992 года стало Предприятие N4 АОЗТ "Особстрой-2", которое 18.01.1993 г. было реорганизовано в ТОО "Жилищное и гражданское строительство", которое, в свою очередь, 31.12.1998 г. было преобразовано в ООО "Жилгражданпроект".
В соответствии с сообщением N3 от 04.02.2016 г., ООО "Особстрой-2", трест "Особстрой-2" был образован с 01.01.1950 г., специализировался на строительстве жилых, промышленных, культурных и социальных объектах в Москве, Московской области, Карельской АССР, Дагестане. В состав треста "Особстрой-2" на самостоятельном балансе входило 8 подразделений, в том числе и СМУ-4 (строительно-монтажное управление N4) треста "Особстрой-2" с 28.02.1966 года, которое занималось строительством жилых, культурных и социальных объектов. 13 ноября 1992 года СМУ-4 треста "Особстрой-2" вышло из состава треста с архивом и преобразовалось в самостоятельное предприятие.
Оценив совокупность представленных сторонами доказательств, суд пришел к объективному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, в спорный период истец работал в Строительно-монтажном управлении N4 треста "Особстрой N2" в должности монтажника железобетонных конструкций, что подтверждается записью в трудовой книжке истца.
Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", утвержденным Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 (раздел XXIX, пункт "а") предусмотрено наименование должности "Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций".
Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 (Раздел XXVII "Строительство, реконструкция, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов") предусмотрено наименование должности "Монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций" (код позиции 2290000а-14612).
Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 19.03.2004 г., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками N 1 и N 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 или постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, а также "малыми Списками", то период работы в данной организации и должности, протекавшей до 01.01.1992 г. отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Суд, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из того, что обязанность по предоставлению соответствующей отчетности, в том числе перечней льготных профессий, должностей работников, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение, лежит на работодателе, и истец, не являясь участником правоотношений, связанных с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не мог осуществлять контроль представления сведений работодателем в пенсионные органы, в связи суд, учитывая специфику работы истца, в связи с чем, необходимо обязать ГУ - ГУ ПФР N3 по г.Москве и Московской области включить в подсчет стажа истца, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, период работы с 16.01.1985 г. по 08.09.1988 г.
При включении спорного периода общей продолжительностью 03 года 07 месяцев 08 дней в специальный стаж истца и с учетом периодов, включенных в специальный стаж истца пенсионными органами продолжительностью 11 лет 00 месяцев 09 дней, у истца образуется стаж на работах с тяжелыми условиями труда более 12 лет 6 месяцев, необходимый для приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям пп.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 55 лет, в связи с чем, пенсия истцу, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии не достигшему возраста 55 лет, обоснованно назначена судом с даты достижения данного возраста, т.е. с 20.01.2015 г.
Удовлетворив исковые требования, суд обоснованно, с учетом положений ст. 100 ГПК РФ, разрешил вопрос о взыскании с ответчика в пользу Д. расходов на представителя, выводы суда в данной части соответствуют положениям ст. 100 ГПК РФ, сомнений в своей правильности не вызывают, доводы апелляционной жалобы как основанные на неправильном толковании норм гражданского процессуального законодательства, повлечь отмену решения суда в указанной части не могут.
Вместе с тем, коллегия не может согласиться с решением в части взыскания с ответчика в пользу истца расходов по уплате госпошлины в сумме 1200 руб. Согласно ст. 333. 19 НК РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер госпошлины для физических лиц составляет 300 руб. Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию в возмещение понесенных расходов в связи с уплатой госпошлины 300 руб. Факт уплаты истцом госпошлины при обращении в суд в большем размере не является основанием для возложения на ответчика возместить ему данные расходы именно в таком размере, превышающем размер госпошлины, установленный законом.
Поэтому в данной части решение суда подлежит изменению.
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 03.03.2016 г. изменить в части размера расходов по госпошлине, подлежащих взысканию с ГУ - Главное управление ПФР N 3 в пользу Д., снизив размер данных расходов до***руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Главное управление ПФР N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.