Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Владимировой Н.Ю.,
судей Зыбелевой Т.Д., Пильгановой В.М.,
при секретаре Филатовой Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Владимировой Н.Ю.,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца З. И.Р.Ф. - З. Р.А., на решение Люблинского районного суда г. Москвы от 09 ноября 2015 г., которым постановлено:
В удовлетворении З. И. Р. Ф. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 4 по городу Москве и Московской области об обязании восстановить выплату пенсии на территории Российской Федерации отказать.
установила:
З. И.Р.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 4 по г.Москве и МО, просила обязать ответчика возобновить ей выплату пенсии с 18 марта 2012 года, то есть за последние три года, предшествовавшие моменту обращения за получением трудовой пенсии; обязать ГУ-ГУ ПФР N 4 произвести индексацию пенсионных выплат в соответствии с методиками, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, указав в обоснование требований, что до переезда в 1990 году на постоянное место жительства в Государство Израиль получала на территории СССР пенсию по старости, выплата которой в настоящее время не осуществляется.
З. И. Р. Ф. в суд не явилась, о дне рассмотрения дела была извещена надлежащим образом , представила письменное ходатайство с просьбой рассмотреть дело как в ее отсутствие, так и в отсутствие ее представителя.
Представитель ответчика в удовлетворении заявленных требований просила отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель З. И.Р.Ф. - З. Р.А.
В заседание судебной коллегии стороны не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, З. И.Р.Ф. представила ходатайство (л.д.69), в котором просит рассматривать дело по апелляционной жалобе в свое отсутствие и в отсутствие ее представителя, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие сторон.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, З. И. Р. Ф. являлась получателем пенсии по старости с августа 1987 года, назначенной ей в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утверждённых Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 и положениями Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях".
09 июня 1990 года З. И. Р. Ф. выехала на постоянное место жительства в Государство Израиль, в связи с чем выплата пенсии была произведена ей за шесть месяцев вперёд и после этого прекращена.
18.03.2015 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о восстановлении выплаты пенсии на территории РФ, в чем ей было отказано, в связи с чем она обратилась с данным иском в суд.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, при этом исходил из следующего.
Ранее вопрос выплаты пенсий за рубеж решался в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" и в зависимости от того, в страну с каким общественно-политическим строем выехал пенсионер.
Пенсионерам, выехавшим за границу на постоянное жительство в капиталистические страны, выплата пенсии приостанавливалась на все время пребывания за границей, а перед отъездом из СССР пенсия таким лицам выплачивалась за шесть месяцев вперед в советской валюте. Исключение предусматривалось только для получателей пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания (независимо от времени их выезда в капиталистические страны), а также для пенсионеров, получавших пенсию по старости, по инвалидности вследствие общего заболевания или по случаю потери кормильца и выехавших в названные страны до 01 октября 1958 года. Пенсионерам, выехавшим в иные страны, производилась выплата пенсий любого вида без каких-либо ограничений в течение всего времени их пребывания за границей.
Таким образом, граждане, выехавшие на постоянное место жительства за пределы СССР и являющиеся получателями пенсий (кроме приведенных исключений) права на их получение из СССР не имели.
08 декабря 1991 года главами союзных республик России, Белоруссии и Украины подписано Соглашение "О создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в котором было заявлено о прекращении существования СССР.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1991 года "О ратификации Соглашения о создании СНГ установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР, применяются нормы бывшего Союза ССР.
В целях возобновления перевода пенсий за границу 11 февраля 1992 года Верховным Советом РФ принято Постановление "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу" в соответствии с которым Российская Федерация приняла на себя обязательства СССР в сфере пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное место жительства за границу в той части, в которой это было предусмотрено законодательством СССР.
При таких обстоятельствах, лица получавшие пенсии в соответствии с законодательством СССР и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, не имеют права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии.
20 ноября 1990 года Верховным Советом РСФСР был принят российский пенсионный законодательный акт в сфере пенсионного обеспечения - Закон РФ от N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", который не содержал норм, регулирующих порядок пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное жительство за границу.
Вопрос пенсионного обеспечения граждан, выехавших на постоянное жительство за границу и получающих российские пенсии, был урегулирован Законом РФ от 02 июля 1993 года N 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы РФ", а также Положением о порядке выплаты пенсий, гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ N981.
Право на получение пенсии, рассчитанной в соответствии с нормами Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 граждане, выехавшие за пределы РФ до 01 июля 1993 года, а также выехавшие не с территории РФ, приобрели с вступлением в силу Постановления Конституционного суда РФ от 15 июля 1998 года N 18-П, которым были признаны не соответствующим Конституции РФ статьи 2, 5 и 6 Закона РФ от 02 июля 1993 года N 5318-1 в части, в которой ими допускаются соответствующие ограничения.
Указанные нормативные правовые акты, а также Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года N 18-П затрагивали вопросы восстановления выплаты за границу пенсий, назначенных по законодательству РФ, а не Советского Союза и не распространялись на выехавших из страны лиц, которым пенсия по российскому законодательству не устанавливалась и не выплачивалась.
В силу ч. 3 ст. 3 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 Закона "О страховых пенсиях", который действует с 01.01.2015 г., иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Для приобретения и реализации права на назначение пенсии по нормам российского законодательства лицо, проживающее за пределами территории РФ, должно иметь российское гражданство.
Для иностранных граждан и лиц без гражданства обязательным условием назначения российской пенсии является факт постоянного проживания на территории РФ.
Учитывая, как указал суд, что З. И. Р. Ф. является гражданкой Государства Израиль, при этом постоянно проживает за пределами Российской Федерации, то права на получение пенсии по российскому законодательству не имеет, а поэтому пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, так как он отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
решение Люблинского районного суда г.Москвы от 09 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.