Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Канивец Т.В., Дорохиной Е.М.,
при секретаре Левиной В.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгуна А.С.
дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеевой Е.С. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 августа 2016 года, которым постановлено:
Иск Сурковой В.А. к ДГИ г.Москвы о восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Распоряжение ДГИ г.Москвы N *** от 15.01.2016 г. "Об отмене распоряжений от 06.05.2015 г. N *** и от 07.07.2015 г. N ***".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы восстановить Суркову В*А* на жилищном учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с момента постановки на учет.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
установила:
Истец Суркова В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту городского имущества г.Москвы о признании незаконным и отмене распоряжения Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 15 января 2016 года, обязании Департамента городского имущества г.Москвы восстановить Суркову В.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования) с момента постановки на учет, обязании предоставить Сурковой В.А. жилое помещение по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 15 января 2016 года семья Сурковой В.А. снята с жилищного учета в связи с наличием у Сурковой В.А. на праве собственности жилого дома, площадью ***кв.м, расположенного по адресу: ***. Поскольку указанное строение непригодно для проживания, истец просила суд признать недействительным и отменить распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 15 января 2016 года, обязать ответчика восстановить Суркову В.А. на жилищном учете с момента принятия на жилищный учет, обязать Департамент городского имущества г.Москвы предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма (безвозмездного пользования).
Истец Суркова В.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя по доверенности Зайцеву Л.А., которая в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеева Е.С. в судебное заседание явилась, против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
Третье лицо Секретова Н.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Третьи лица Секретов В.М., Матвеичева Е.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит представитель ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеева Е.С., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеевой Е.С., представителя истца Сурковой В.А. по доверенности и ордеру, третьих лиц Секретовой Н.Н., Секретова В.М., Матвеичевой Е.М. по ордеру адвоката Зайцевой Л.А., третьего лица Секретовой Н.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец Суркова В.А. с семьей из шести человек (она, *** Секретова Н.Н., *** Секретов В.М., *** Матвеичева Е.М., *** М*, *** года рождения, *** М*, *** года рождения) занимают жилое помещение - двухкомнатную квартиру, площадью жилого помещения *** кв.м, жилой площадью *** кв.м., по адресу: ***, на основании договора социального найма N *** от *** года.
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 06 мая 2015 года Суркова В.А. с семьей из шести человек (она, *** Секретова Н.Н., *** Секретов В.М., *** Матвеичева Е.М., *** М*, *** года рождения, *** М*, *** года рождения) приняты на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 07 июля 2015 года Суркова В.А., одна, снята с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ и принята на учет нуждающихся в жилых помещениях (учетное дело N ***).
Как также установлено судом первой инстанции, Суркова В.А. является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст.21 Федеральным законом N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Распоряжением Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 15 января 2016 года распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 06 мая 2015 года и распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 07 июля 2015 года отменены, Суркова В.А. с семьей сняты с жилищного учета в связи с наличием у Сурковой В.А. на праве собственности жилого дома, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***.
Согласно техническому заключению Администрации города *** Департамента ЖКХа Муниципальное учреждение "Административно-техническая инспекция г. ***" от 16 февраля 2016 года, принадлежащий истцу дом, расположенный по адресу: ***, находится в аварийном состоянии и является непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 16 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы. Порядок ведения документов жилищного учета, составляющих учетное дело, определяет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий функции, указанные в части 1 настоящей статьи. Не реже одного раза в пять лет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы проводит перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет. Полученные в ходе проверок сведения включаются в учетное дело. Проведение перерегистрации осуществляется без участия заявителя путем истребования у соответствующих организаций и, при необходимости, у граждан документов в целях подтверждения в полном объеме условий, послуживших основаниями для принятия граждан на жилищный учет. При выявлении в ходе перерегистрации жителей города Москвы, подлежащих снятию с учета, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решения о снятии их с жилищного учета в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. Непосредственно перед принятием решения о предоставлении в пользование или приобретении в собственность жилых помещений с помощью города Москвы, а также не менее чем за год до планируемого принятия такого решения уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в полном объеме проводит проверку оснований, позволяющих жителям города Москвы состоять на жилищном учете и дающих им право на получение в пользование либо приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.
Согласно ч.1 ст. 17 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города в порядке очередности, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
В силу ч.5, п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона. В зависимости от результатов проверки может быть принято решение о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Статьей 55 ЖК РФ предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии со ст. 14 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" право состоять на жилищном учете сохраняется за жителями города Москвы до предоставления им жилых помещений для заключения соответствующих договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, купли-продажи жилого помещения из жилищного фонда города Москвы с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств либо предоставления субсидий; до выявления предусмотренных статьей 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" Жители города Москвы снимаются с жилищного учета при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях.
В силу ч.1 и ч.3 ст.20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, признанным нуждающимися в жилых помещениях и признанным нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.
Как следует из ч.2 и ч.4 ст.20 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жилое помещение предоставляется только тем лицам, которые состоят на жилищном учете. Площадь предоставляемого жилого помещения определяется как произведение количества заявителей и нормы предоставления на одного человека.
В соответствии со ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Согласно ч. 2 и ч. 3 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных Сурковой В.А. требований.
Признавая незаконным и отменяя распоряжение Департамента городского имущества г.Москвы N *** от 15 января 2016 года, суд правильно исходил из того, что строение, принадлежащее на праве собственности Сурковой В.А., непригодно для постоянного проживания граждан, не соответствует требованиям ст.15 ЖК РФ и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в связи с чем не подлежит учету с целью исчисления площади жилых помещений, приходящихся на членов семьи истца.
Поскольку законные основания для снятия семьи истца с жилищного учета у Департамента городского имущества г.Москвы отсутствовали, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истец Суркова В.А. подлежит восстановлению на жилищном учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с момента постановки на учет.
Отказывая в удовлетворении требований в части обязания Департамента городского имущества г.Москвы предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, суд верно указал, что вопрос об обеспечении истца жилой площадью должен разрешаться в порядке очередности, оснований для внеочередного предоставления жилого помещения в данном случае не имеется.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о то, что дом, расположенный по адресу: ***, в установленном законом порядке не переведен из статуса жилого помещения в нежилое, равно как и доводы о том, что на момент принятия оспариваемого распоряжения решения межведомственной комиссии о признании данного дома непригодным для проживания не принималось, на правильность выводов суда повлиять не могут.
Как следует из представленного в материалы дела технического заключения Администрации города *** Департамента ЖКХа Муниципальное учреждение "Административно-техническая инспекция г. ***" от 16 февраля 2016 года, дом, расположенный по адресу: ***, согласно техническому паспорту БТИ - 1963 года постройки и на дату обследования, проведенного 16 февраля 2016 года, имеет физический износ конструкций более 73%.
Поскольку семья Сурковой В.А. принята на жилищный учет 06 мая 2015 года, то есть менее чем за год до проведения вышеуказанного обследования, значительный процент физического износа конструкций принадлежащего истцу дома позволяет полагать, что и на дату постановки семьи истца на жилищный учет данный дом являлся аварийным и не был пригоден для проживания.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 01 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Департамента городского имущества г.Москвы по доверенности Фатеевой Е.С. - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.