10 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Дегтеревой О.В., Климовой С.В.,
при секретаре Данильчик Ю.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области
на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 05 мая 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зингалюк П.К. к Государственному учреждению - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N 350 от 10 февраля 2016 г. об отказе Зингалюк П.К. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Д.Д.Б.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N 351 от 10 февраля 2016 г. об отказе Зингалюк П.К. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом Л.Е.Ю.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N 352 от 10 февраля 2016 г. об отказе Зингалюк П.К. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом М.А.В.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление ПФР N 2 по г. Москве и Московской области производить ежемесячные выплаты Зингалюк П.К., как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми инвалидами - Д.Д.Б., Л.Е.Ю., М.А.В. с момента соответствующего обращения и до сохранения за Зингалюк П.К. права на получение данной выплаты",
установила:
Зингалюк П.К. обратилась в суд с иском к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, просила признать незаконными решения ответчика об отказе в назначении ей ежемесячных компенсационных выплат как неработающему лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, возложении обязанности назначить ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами, - в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что на основании договоров от 18.12.2015 года, заключенных с Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шатурскому муниципальному району и городскому округу Рошаль, она является приемным родителем несовершеннолетних Л.Е.Ю., *** года рождения, М.А.В., *** года рождения, Д.Д.Б., *** года рождения; решениями ответчика от 10.02.2016 года N 350, 351, 352 ей было отказано в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за детьми-инвалидами, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в связи с установлением факта наличия у нее оплачиваемой работы по договорам о передаче несовершеннолетних детей на воспитание в приемную семью, что истец полагала незаконным, поскольку договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью не являются трудовыми, а осуществление опеки на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.
В судебном заседании Зингалюк П.К. исковые требования поддержала, представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области иск не признал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области.
На заседание судебной коллегии представитель ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области не явился, о месте и времени заседания извещен, в связи с чем дело в апелляционном порядке рассмотрено в отсутствие ответчика.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав представителя Зингалюк П.К. - Корнееву Л.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отмене решения суда по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжениями УСЗН ЗАО г. Москвы от 11.12.2015 года Зингалюк П.К. была назначена опекуном оставшихся без попечения родителей несовершеннолетних Л.Е.Ю., *** года рождения, М.А.В., *** года рождения, Д.Д.Б., *** года.
Согласно представленным в материалы дела справкам серии МСЭ, выданным федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы г.Москвы, Л.Е.Ю., М.А.В., Д.Д.Б. установлена инвалидность по категории "ребенок-инвалид".
18.12.2015 года между Управлением опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Шатурскому муниципальному району и городскому округу Рошаль (орган опеки и попечительства) и Зингалюк П.К. (приемный родитель) заключены договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью N 48/2015-оп, 49/2015-оп и 50/2015-оп, по условиям которых приемный родитель на возмездных условиях принял на себя обязательство осуществлять воспитание и содержание, обеспечение уходом и лечением несовершеннолетних Л.Е.Ю., М.А.В., Д.Д.Б., а орган опеки и попечительства обязался производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемных детей.
Пунктом 2.2.2 названных договоров определено, что Управление выплачивает Зингалюк П.К. ежемесячное денежное вознаграждение в размере *** руб. за воспитание одного приемного ребенка, ежемесячные денежные выплаты на содержание подопечного при наличии к тому оснований, определенных в правовых актах Московской области, а также ежегодное денежное пособие на приобретение твердого инвентаря, игрушек, книг, канцелярских товаров и др., и ежегодную материальную помощь/компенсацию за организацию отдыха приемной семьи.
Из материалов дела также следует, что Зингалюк П.К. 22.01.2016 года обратилась к ответчику с заявлениями о назначении и выплате ей ежемесячных компенсационных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"; решениями ответчика от 10.02.2016 года истцу в назначении ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами было отказано в связи с установлением факта наличия у нее оплачиваемой работы по договорам о передаче несовершеннолетних детей на воспитание в приемную семью от 18.12.2015 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Зингалюк П.К. о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами и возложении обязанности назначить названные выплаты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ, ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем пришел к выводу о том, что Зингалюк П.К. имеет право как неработающий гражданин, осуществляющий уход за детьми-инвалидами, на получение ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами.
Однако, с данными выводами суда согласиться нельзя.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 01.01.2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним (п. 3 Указа).
В соответствии с п. 4 Указа ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 года N 397 утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" п. 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
В соответствии с п. 1 ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом РФ.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 16).
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса РФ ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п.п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153 Семейного кодекса РФ).
Из положений п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса РФ усматривается, что Семейный кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом РФ.
В ст. 217 Налогового кодекса РФ приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса РФ и статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Зингалюк П.К., являясь стороной трех договоров о приемной семье от 18.12.2015 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим Зингалюк П.К. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконными решений комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области от 10.02.2016 года N 350, 351, 352 об отказе Зингалюк П.К. в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за детьми-инвалидами и для возложения на ответчика обязанности назначить и производить Зингалюк П.К. ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами Л.Е.Ю., М.А.В., Д.Д.Б.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 05 мая 2016 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Зингалюк П.К. к ГУ-ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о назначении ежемесячных компенсационных выплат как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, отказать.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.