Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.
и судей Дегтеревой О.В., Климовой С.В.
при секретаре Данильчик Ю.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.
дело по апелляционной жалобе ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области на решение Кунцевского районного суда г.Москвы от 05 мая 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования П. Е.В. к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N <> от <> об отказе П. Е.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, - ФИО1.
Признать незаконным решение ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N <> от <> об отказе П. Е.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, - ФИО2.
Признать незаконным решение ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N <> от <> об отказе П. Е.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, - ФИО3.
Признать незаконным решение ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N <> от <> об отказе П. Е.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, - ФИО4.
Признать незаконным решение ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области, Протокол N <> от <> об отказе П. Е.В. в назначении ежемесячных выплат, как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, - ФИО5.
Обязать ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области производить ежемесячные выплаты П. Е.В., как неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за детьми инвалидами - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 с момента обращения - с <> и до сохранения П. Е.В. права на получение данной выплаты.
установила:
П. Е.В. обратилась в суд с иском ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о назначении выплаты по уходу за детьми-инвалидами, о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячных компенсационных выплат, о возложении обязанности назначить ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами ФИО1, <> года рождения; ФИО2, <> года рождения; ФИО3, <> года рождения; ФИО4, <> года рождения; ФИО5, <> года рождения.
В обоснование иска П. Е.В. ссылалась на то, что является приемным родителем несовершеннолетних детей на основании договоров о приемной семье на возмездной основе от <> года, заключенных с УСЗН района <>. Решениями ГУ-ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области от <> NN<>,<>,<>,<>,<> отказано в назначении ежемесячных компенсационных выплат по уходу за детьми - инвалидами, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы", в связи с установлением факта наличия у нее оплачиваемой работы по договорам о передаче несовершеннолетних детей на воспитание в приемную семью от <> года.
По мнению П. Е.В., данный отказ пенсионного органа является незаконным, поскольку договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью не являются трудовыми, а осуществление опеки на возмездной основе нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем истец просила возложить на ответчика обязанность назначить ей ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами с момента обращения с <> в пенсионный орган.
В судебном заседании П. Е.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, по основаниям изложенным в отзыве на заявление.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого, как незаконного просит по доводам апелляционной жалобы ГУ ПФР N2 по г.Москве и Московской области, считая его не соответствующим закону.
Проверив материалы дела в порядке ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя П. Е.В. по доверенности К.Л.В., обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие ответчика извещенного о рассмотрении апелляционной жалобы и просившего о рассмотрении дела в их отсутствие, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что П. Е.В. является опекуном, исполняющим свои обязанности возмездно в отношении детей признанных по справке МСЭ инвалидами: ФИО1, <> года рождения; ФИО2, <> года рождения; ФИО3, <> года рождения; ФИО4, <> года рождения; ФИО5, <> года рождения, на основании распоряжений Департамента социальной защиты населения г. Москвы УСЗН <> от <> года.
<> между УСЗН <> (органом опеки и попечительства) и П. Е.В. заключены договоры N <>, <>, <>, <>, <> о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, в соответствии с которым отдел опеки и попечительства передает, а приемный родитель принимает на воспитание в приемную семью ребенка - ФИО1, <> года рождения; ФИО2, <> года рождения; ФИО3, <> года рождения; ФИО4, <> года рождения; ФИО5, <> года рождения, на основании распоряжений Департамента социальной защиты населения г. Москвы УСЗН <> от <> года.
Пунктом 1.1 указанных договоров предусмотрено, что приемные родители по заданию органа опеки и попечительства приняли на себя обязательство оказывать услуги по воспитанию приемных детей, а орган опеки и попечительства обязуется производить выплату приемному родителю денежного вознаграждения и денежных средств на содержание приемных детей и иные выплаты, а также предоставлять меры социальной поддержки в соответствии с этим договором.
Согласно п. 5 договора П. Е.В. выплачивается вознаграждение за труд по воспитанию, в соответствии с нормами, установленными Законом города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации работы по опеке, попечительству и патронажа в городе Москве", и Постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. N93-ПП "Об утверждении Порядка выплаты ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю", по п.5.2. выплату денежных средств осуществляет УСЗН <>.
<> истец обратилась к ответчику с заявлениями об установлении ежемесячных компенсационных выплат как лицу, осуществляющему уход за детьми-инвалидами, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", в назначении которых ей было отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования П. Е.В. о признании незаконными решений об отказе в назначении ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами и возложении обязанности назначить названные выплаты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 152 и пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенными договорами о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы по смыслу статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей понятие трудовых отношений, в связи с чем пришел к выводу о том, что истец имеет право как неработающий гражданин, осуществляющий уход за детьми-инвалидами, на получение ежемесячных выплат по уходу за детьми-инвалидами.
Судебная коллегия полагает не согласиться с приведенным в решении суда выводами, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с 1 января 2013 года ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации ("Опека и попечительство над детьми"). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (пункты 1 и 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 2 статьи 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.
В статье 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку П. Е.В., являясь стороной договоров о приемной семье от <>, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с этим П. Е.В. как работающее лицо не имеет права на получение ежемесячных выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы".
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконными решений ответчика и для возложения на ответчика обязанности назначить истцу ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами, решение суда основано на неправильном применении норм материального права, что, в соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, является основанием для отмены решения суда с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска П. Е.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 05 мая 2016 г.- отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований П. Е.В. к ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о признании решений от <> незаконными и возложении обязанности назначить П. Е.В. с <> ежемесячные компенсационные выплаты по уходу за детьми-инвалидами - ФИО1, <> года рождения; ФИО2, <> года рождения; ФИО3, <> года рождения; ФИО4, <> года рождения; ФИО5, <> года рождения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.