14 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.
судей Курочкиной О.А., Быковской Л.И.
при секретаре Ч.А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе Глазова С.Н.
на решение Никулинского районного суда г. Москвы от 28 июля 2016 года, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Глазова С.Н. к Центральной жилищной комиссии ФКУ "(***)" о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии войсковой части (***), признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения обязании предоставить жилое помещение отказать,
установила:
Глазов С.Н. обратился в суд с иском к Центральной жилищной комиссии ФКУ "(***)" о признании незаконным решения центральной жилищной комиссии войсковой части (***), признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения обязании предоставить жилое помещение, ссылаясь на то, что (***) года истец был уволен с военной службы в соответствии с п.п. "б" п. 1 ст. 51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" по истечении срока контракта. Общая продолжительность военной службы в ВС РФ в календарном исчислении составила 20 лет. Жилым помещением истец и члены его семьи по установленным законодательством нормам обеспечены не были, в собственности жилья ни у истца, ни у членов его семьи нет. Истцом в Центральную жилищную комиссию войсковой части (***) были предоставлены все необходимые документы для принятия решения о признании его и членов его семьи - супруги и детей нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Однако решением Центральной жилищной комиссии войсковой части (***) от 02 марта 2016 года (протокол N 3) ему отказано в признании нуждающимися, в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Истец просил суд первой инстанции признать незаконным решение Центральной жилищной комиссии войсковой части (***) от 02 марта 2016 года (протокол N 3) об отказе в признании нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ Глазова С.Н. и членов семьи: жены, сына (2005 г.р.), сына (2013 г.р.), признать истца и членов его семьи нуждающимся в получении жилого помещения, а также обязать войсковую часть (***) предоставить истцу и членам его семьи жилое помещение в соответствии с нормой предоставления.
Истец, представитель истца в судебное заседание суда первой инстанции явились, исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание суда первой инстанции явился, в исковых требованиях просил отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда первой инстанции не явился, о дате слушания дела извещался надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит истец Глазов С.Н. в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, представителя ответчика Филиппова А.С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона, осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 3 Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
По смыслу части 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Из содержания частей 3, 4 статьи 52 ЖК РФ вытекают требования о необходимости подачи заявления о принятии на учет и предоставления документов, подтверждающих право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 5 статьи 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 ст. 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим жилым помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Решением Совета Чеховского муниципального района Московской области от 30 октября 2015 г. N 83/12 "О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения в муниципальном образовании Чеховский муниципальный район Московской области" установлена учетная норма в размере 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
По делу установлено, что истец проходил военную службу по контракту в войсковой части структурном подразделении войсковой части (***) с 1998 года по 11.02.2016 года
В январе 2016 года истец обратился в центральную жилищную комиссию с заявлением от 21 января 2016 г. о принятии его и членов его семьи (супруга, сын, сын) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном постоянном месте жительства - г. Чехов Московской области.
Из представленной истцом в центральную жилищную комиссию выписки из домой книги от 19.01.2016 следует, что Глазов С.Н., его дети (сын - Максим, сын -Матвей) и мать (Глазова Т.Н.) зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении общей площадью (***), расположенном по адресу: (***). Глазова Т. Н. является собственником жилого помещения, приватизировавшая его в 2007 году.
Супруга истца - Глазова Е.А. (Яковлева Е.А.) зарегистрирована по адресу: г(***) с 5 августа 2004 г. и занимает комнату общей площадью 26,4 кв.м.
Согласно ответу на запрос суда из Администрации Чеховского муниципального района Московской области следует, что договор социального найма с Глазовой Е.А. не заключался, но граждане, зарегистрированные в жилых помещениях дома по указанному адресу, имеют право в соответствии с ФЗ от 29.12.2004 года N 189-ФЗ на заключение договора социального найма жилого помещения.
Отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд правильно исходил из того, что решение ЦЖК от 2 марта 2016 г. (протокол N 3), согласно которому истцу было отказано в принятии на жилищный учет, было принято в соответствии с требования закона, поскольку площадь жилых помещений, находящихся у истца и членов его семьи составляет более учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи, установленной решением Совета чеховского муниципального района Московской области.
Судом было правильно учтены те обстоятельства, что истец имеет равное право пользования жилой площадью наравне с собственником жилого помещения в силу ст. 19 ФЗ РФ N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года, так как имел равные права с матерью на момент приватизации квартиры, а права на жилую площадь его детей производны от его права; а его супруга Глазова Е.А., несмотря на то, что договор социального найма ею не заключен, но фактически она занимает комнату по договору социального найма в силу ст.7 этого же ФЗ РФ.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы на иное толкование норм материального права и не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия-
определила:
Решение Никулинского районного суда города Москвы от 28 июля 2016 года оставить без изменения; апелляционную жалобу Глазова С.Н. - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.