14 ноября 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Горновой М.В.,
судей Андреевой И.Ю., Целищева А.А.,
при секретаре Чернышеве А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по апелляционной жалобе Потехина ВВ на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 12 мая 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Потехина ВВ к ФССП России о признании незаконным действий по возврату учетного дела, обязать рассмотреть заявление и приложенные документы и принять решение о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с даты первоначального обращения с заявлением оставить без удовлетворения.
установила:
Потехин В.В. обратился в суд с иском к ФССП России, в котором просил признать незаконным действия ФССП России по возврату учетного дела, обязать рассмотреть заявление и приложенные документы и принять решение о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения с даты первоначального обращения с заявлением, ссылаясь на то, что истец проходит службу в должности судебного пристава по ОУПДС Кировского районного отдела судебных приставов г.Ярославля УФССП по Ярославской области. Им представлено заявление о принятии на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, приложены необходимые документы. Данное заявление рассмотрено на совещании жилищной подкомиссии УФССП по Ярославской области 15.04.2014 г., принято решение о возврате представленных документов на доработку для устранения недостатков. С указанным решением истец не согласился и обратился в суд за разрешением спора. Решением Кировского районного суда г.Ярославля от 09.06.2014 г. решение жилищной подкомиссии УФССП по Ярославской области от 15.04.2014 г. о возврате заявления признано незаконным, на УФССП по Ярославской области возложена обязанность по принятию решения о направлении заявления истца с приложенными к нему документами в комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы. Решение вступило в законную силу 01.09.2014 г. Во исполнение решения суда УФССП России по Ярославской области направило заявление истца и приложенный к нему пакет документов в ФССП России. В конце января - начале февраля 2015 года УФССП по Ярославской области направило в адрес истца копию письма ФССП России, согласно которому учетное дело возвращено для доработки в связи с формированием учетного дела с нарушением требований писем ФССП России от 12.11.2009 N ** и от 19.02.2014 N***. В письме указаны следующие недостатки: копия протокола заседания подкомиссии не заверена надлежащим образом, заявление о постановке на учет не соответствует установленному образцу, к учетному делу приобщены выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, ЕГРП из Управления Росреестра по Ярославской области, выданные в августе 2011 года. Требуется представить указанные документы по состоянию на 2014 год. Указанные действия комиссии, по мнению истца, не соответствуют закону, поскольку в соответствии с п. 10 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.01.2007 N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", на который ссылается ФССП России в своем письме от 25.12.2014 г., представленные в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их гражданскому служащему с указанием причин возврата. Между тем, учетное дело не содержало никакой недостоверной информации. Указанные ФССП России причины возвращения учетного дела не могли в силу положений Правил явиться основанием к возврату учетного дела. Из смысла пункта 6 Правил следует, что к заявлению федерального государственного гражданского служащего прилагаются документы, актуальные на момент обращения с заявлением. Увеличение времени рассмотрения документов со стороны УФССП России по Ярославской области и ФССП России влечет для истца негативные последствия в виде несения дополнительных материальных затрат. При этом оценка доводам о неактуальности содержащихся в учетном деле документов дана решением Кировского районного суда г.Ярославля от 09.06.2014 г. Так, в решении указано, что все документы, на неактуальность которых указывает УФССП по Ярославской области, несут актуальные сведения только в момент выдачи их полномочным органом, при этом границы периода, в который они утратят актуальность для их рассмотрения, нормативным актом не установлены. Судом также указано, что по сведениям из ЕГРП предоставленные Потехиным В.В. в 2011 году документы не утратили свою актуальность и до настоящего времени. В этом же решении судом указано, что заявление истца на момент его подачи в 2011 году соответствовало требованиям по форме. Таким образом, истец полагает, что ФССП России незаконно возвратило учетное дело УФССП России по Ярославской области, нарушив его право на своевременное рассмотрение заявления и постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. При этом, предусмотренные законодательством основания для отказа в постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отсутствуют.
Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФССП России по доверенности от 29.12.2014 г. Смирнова А.Р. против удовлетворения исковых требований возражала, пояснила, что требование комиссии о приведении истцом заявления в соответствие с установленной формой, а также ее действия по возложению на истца обязанности по сбору дополнительных документов, не поименованных в пункте 6 Правил, но необходимых для принятия решения о постановке на учет или об отказе в постановке, осуществлены в пределах полномочий комиссии, определенных Правилами и Порядком, направлены на полное и объективное выяснение установленных указанными нормативными актами соответствующих условий и в этой связи являются правомерными.
Представитель третьего лица УФССП России по Ярославской области, Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит Потехин В.В. по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Сибилевой М.С., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Кировского районного суда г.Ярославля от 09 июня 2014 года признано незаконным решение жилищной подкомиссии УФССП России по Ярославской области от 15 апреля 2014 года о возврате заявления Потехина В.В. о принятии на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения и приложенных к нему документов. На УФССП по Ярославской области возложена обязанность по принятию решения о направлении заявления Потехина В.В. с приложенными к нему документами в комиссию ФССП России по рассмотрению вопросов предоставления гражданским служащим единовременных выплат по месту прохождения гражданской службы.
Судебной коллегией по гражданским делам Ярославского областного суда 01 сентября 2014 года решение Кировского районного суда г.Ярославля от 09 июня 2014 года оставлено без изменения.
Согласно письму ФССП России от 25.12.2014 N **, 19.12.2014 комиссией принято решение о возвращении для доработки учетного дела Потехина В.В. в соответствии с пунктом 10 Правил. В письме указано, что учетное дело сформировано с нарушением требований писем ФССП России от 12.11.2009 N **, от 19.02.2014 N **, а именно: копия протокола заседания подкомиссии не заверена надлежащим образом; заявление федерального государственного гражданского служащего о постановке на учет не соответствует установленному образцу, к учетному делу Потехина В.В. приобщены выписки из домовой книги, финансового лицевого счета, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним из Управления Росреестра по Ярославской области о наличии или отсутствии у истца и членов его семьи в собственности жилых помещений, выданные в августе 2011 года, в связи с чем указано о необходимости представить названные документы по состоянию на 2014 год, поскольку данные недостатки лишили комиссию возможности объективно, полно и всесторонне проверить наличие определенных законом условий для постановки истца на учет для
получения единовременной выплаты.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые для дела обстоятельства, на основании требований закона, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку в ходе рассмотрения дела истцом не представлено убедительных доказательств нарушения его гражданских и имущественных прав со стороны ответчика, подлежащих защите в судебном порядке. Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.
Так, в соответствии с частью 4 статьи 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления единовременной выплаты федеральным государственным гражданским служащим установлены Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27,01.2009 N 63 (далее - Правила).
Вопросы формирования и работы в федеральных государственных органах комиссий, образуемых для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной выплаты, а также функции и полномочия данных комиссий определены Порядком формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.03.2009 N 143н,
Согласно пункту 6 Правил принятие гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления гражданского служащего, представляемого на имя руководителя в комиссию, в котором указывается, что по прежним местам гражданской службы единовременная выплата не предоставлялась. К указанному заявлению прилагаются выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копия свидетельства о браке; копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей); копия трудовой книжки; копии документов о наличии в собственности гражданского служащего и (или) членов его семьи жилых помещений, кроме жилого помещения, в котором они зарегистрированы (с предоставлением при необходимости их оригиналов); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Представленные в соответствии с пунктом 6 Правил заявление гражданского служащего и документы подлежат рассмотрению комиссией. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в представленных документах, комиссия возвращает их гражданскому служащему с указанием причин возврата (пункт 10 Правил).
Выполняя свои функции, комиссия, в том числе, проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных гражданским служащим, на наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты; принимает решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты, об отказе в постановке на учет и о снятии с учета (подпункты "а" и "в" пункта 14 Правил).
Решение о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты или об отказе в постановке на учет для ее получения принимается комиссией не позднее чем через два месяца после подачи гражданским служащим заявления, оформляется протоколом комиссии и утверждается правовым актом федерального государственного органа. Отказ в постановке гражданского служащего на учет допускается в случаях, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для постановки гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты (пункт 17 Правил).
В соответствии с пунктом 12 Порядка при приеме документов проверяется их комплектность и правильность заполнения.
При решении вопроса о постановке гражданского служащего на учет для получения единовременной выплаты комиссия на основании документов, представленных гражданским служащим, проверяет наличие условий, необходимых для постановки на учет, наличие стажа гражданской службы и отсутствие в справке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации информации о том, что гражданский служащий не получал единовременную выплату на приобретение жилого помещения (пункт 24 Порядка).
Комиссия при подготовке проекта правового акта федерального государственного органа о постановке гражданского служащего указывает в нем, в том числе, условия, в соответствии с которыми гражданский служащий поставлен на учет (указывается соответствующий подпункт пункта 2, пункты 3 и 28 Правил) (подпункт "ж" пункта 27 Порядка).
Выясняя указанные условия, комиссия при наличии у гражданского служащего и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определяет уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной площади всех жилых помещений (пункт 9 Правил).
Также, комиссией выявляются действия гражданских служащих, повлекшие ухудшение жилищных условий, и в этой связи указанные гражданские служащие могут быть приняты на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через пять лет с даты совершения названных действий (пункт 11 Правил).
Кроме того, в силу пункта 17 Порядка комиссии предоставлено право ежегодно уточнять сведения о гражданских служащих, претендующих на получение субсидии.
Из указанных норм следует, что при приеме документов, представленных гражданскими служащими, комиссия проверяет комплектность и правильность их оформления.
При этом, в целях определения условий, необходимых для постановки на учет, комиссия вправе запросить у гражданских служащих дополнительные документы, подтверждающие их право быть приятыми на учет для получения единовременной выплаты. В этой связи письмом ФССП России от 19.02.2014 N *** внесены изменения в письмо ФССП России от 12.11.2009 N ** "О порядке формирования учетных дел", которыми определена новая форма заявления о постановке на учет для предоставления единовременной выплаты и указан перечень первичных документов для формирования учетного дела.
Данные изменения коснулись как формы заявления, так и его содержания. Так, в соответствии с пунктом 9 заявления необходимо представлять сведения о всех жилых помещениях, принадлежащих гражданскому служащему и членам его семьи на праве собственности, а также жилые помещения, жилищные права в отношении которых возникли из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и правовыми актами.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, требование комиссии о приведении истцом заявления в соответствие с установленной формой, а также ее действия по возложению на истца обязанности по сбору дополнительных документов, не поименованных в пункте 6 Правил, но необходимых для принятия решения о постановке на учет или об отказе в постановке, осуществлены в пределах полномочий комиссии, определенных Правилами и Порядком, направлены на полное и объективное выяснение установленных указанными нормативными актами соответствующих условий и, в этой связи являются правомерными.
Довод истца о том, что, в силу пункта 10 Правил, возврат комиссией представленных им документов возможен только в случае выявления содержащейся в них недостоверной информации, судом обоснованно отклонен как основанный на неверном толковании положений указанного пункта Правил, поскольку комиссии для принятия обоснованного решения были необходимы дополнительные и актуальные данные, позволяющие, в том числе, определить соответствие представленных истцом документов установленным законодательством требованиям, а, следовательно, их отсутствие является препятствием для установления правомерности заявленных истцом требований и основанием для возвращения документов истцу в соответствии с пунктом 10 Правил.
Кроме того, как верно отмечено судом, возврат комиссией документов истцу не является отказом в постановке на учет для получения единовременной выплаты, и при устранении указанных недостатков истец может повторно обратиться с заявлением для решения данного вопроса.
Ссылка истца на решение Кировского районного суда города Ярославля от 09.06.2014 г., в котором указано, что по сведениям ЕГРП представленные истцом в 2011 голу документы не утратили свою актуальность до настоящего времени, также правомерно признана судом не обоснованной, поскольку согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выписка из Единого государственного реестра права содержит описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости. Таким образом, сведения, содержащиеся в выписках из ЕГРП по состоянию на 2011, не отражают объективные данные об уровне обеспеченности истца и членов его семьи общей площадью жилого помещения в настоящее время, в связи с чем не могут быть приняты комиссией к рассмотрению.
При этом, дата постановки на учет гражданского служащего не является преимущественным основанием для предоставления единовременной выплаты, поскольку согласно пункту 2 письма Минздравсоцразвития от 18.06.2009 N 4090-17 "О применении федеральными государственными органами постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 63" комиссия готовит руководителю федерального органа предложения о предоставлении единовременной выплаты гражданским служащим, состоящим на учете, которым может быть предоставлена единовременная выплата, исходя из жилищных условий и результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 12 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Потехина ВВ - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.