Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Снегиревой Е.Н.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 9 августа 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕНТ ГРУПП" удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075, общей площадью 5 319 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл.23, стр.1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 177 514 000 (сто семьдесят семь миллионов пятьсот четырнадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:73, общей площадью 6 389 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл.23, стр.1,2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 61 712 000 (шестьдесят один миллион семьсот двенадцать тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:72, общей площадью 2 059 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл.23, стр.5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 19 888 000 (девятнадцать миллионов восемьсот восемьдесят восемь тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075, общей площадью 5 319 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл.23, стр.1; земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:73, общей площадью 6 389 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл.23, стр.1,2; земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:72, общей площадью 2 059 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл.23, стр.5, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075, земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001010:72 и 77:09:0001010:73 считать дату обращения административного истца Общества с ограниченной ответственностью "ВЕНТ ГРУПП" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости - 11 сентября 2015 года.
В удовлетворении ходатайства Общества с ограниченной ответственностью "ВЕНТ ГРУПП" о возмещении судебных расходов отказать",
установила:
ООО "ВЕНТ ГРУПП" обратилось в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:73, общей площадью 6 389 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр.1,2, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 61 712 000 руб.; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:72, общей площадью 2 059 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр.5, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 19 888 000 руб.; кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075, общей площадью 5 319 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр.1 равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 177 514 000 руб.
В обоснование заявленных административных исковых требований истец указал, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001010:72 и 77:09:0001010:73, а также собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075. По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001010:72 и 77:09:0001010:73 составила 28 624 156,23 руб. и 86 815 840,37 руб. соответственно, а кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075 - 187 778 252, 70 руб.
Установленная кадастровая стоимость данных объектов, по мнению административного истца, является завышенной.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители административного истца, Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы, иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что АО "ВЕНТ ГРУПП" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:73, общей площадью 6 389 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр.1,2, земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:72, общей площадью 2 059 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр.5, и собственником здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075, общей площадью 5 319 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Лавочкина, вл. 23, стр.1.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001010:72 и 77:09:0001010:73 по состоянию на 1 января 2014 года составила 28 624 156,23 руб. и 86 815 840,37 руб., соответственно.
По итогам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 1 января 2014 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП, установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075 в размере 187 778 252, 70 рублей.
Оспаривая названную кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке от 31 августа 2015 года N-----, подготовленный ООО "-----", в соответствии с которым по состоянию на 1 января 2014 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:73 составила 55 082 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 77:09:0001010:72 составила 17 985 000 руб., рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075 составила 175 539 000 руб.
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Против удовлетворения заявленных требований Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы представлены письменные возражения.
Определением суда от 8 июня 2016 года назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "-----".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 29 июля 2016 года отчет об оценке от 31 августа 2015 года N---- не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Рыночная стоимость здания с кадастровым номером 77:09:0001010:1075 по состоянию на 1 января 2014 года составила 177 514 000 рублей; рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 77:09:0001010:73 и 77:09:0001010:72 составила 61 712 000 рублей и 19 888 000 рублей, соответственно.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость земельных участков и здания должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объектов в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Судебная коллегия полагает, что доводы административных ответчиков об отсутствии у Общества права на оспаривание кадастровой стоимости земельного участка основаны на неправильном толковании норм материального права.
Правоотношения по оспариванию кадастровой стоимости регламентируются специальными нормами Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В силу требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
Также иные доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием к его отмене.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 9 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.