Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Снегиревой Е.Н., Юдиной А.М.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Снегиревой Е.Н. административное дело по апелляционной жалобе представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а В.И. на решение Московского городского суда от 30 августа 2016 года,
установила:
Общество с ограниченной ответственностью "*****" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 276 200 кв.м, с кадастровым номером *****по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 1 373 280 158 руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Требования мотивированы тем, что административный истец являлся собственником указанного земельного участка. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель города Москвы" в отношении спорного земельного участка установлена кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 2 104 922 962 руб. Административный истец не согласился с указанной кадастровой стоимостью земельного участка, полагая её завышенной и несоответствующей рыночной стоимости, что нарушает его права и затрагивает интересы, как плательщика земельного налога.
В ходе рассмотрения дела административный истец общество подало дополнительное (уточненное) административное исковое заявление к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 276 200 кв.м, с кадастровым номером *****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, объектов культурно-социального назначения и рекреационных целей, по адресу: *****, равной его рыночной стоимости в размере 1 374 000 000 руб. по состоянию на 1 января 2014 г.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца ООО "*****" - *****. поддержал заявленные административные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении (уточнении) к нему.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы - *****., действующий по доверенности, возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в суд первой инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Руководствуясь ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Судом первой инстанции постановлено: Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "*****" об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г., удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 276 200 кв.м, с кадастровым номером *****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, объектов культурно-социального назначения и рекреационных целей, расположенного по адресу: *****, в размере его рыночной стоимости, равной 1374000000 (один миллиард триста семьдесят четыре миллиона) руб. и определенной по состоянию на 1 января 2014 г.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью "*****" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве считать 29 декабря 2015 г.
Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *****для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г. по 15 сентября 2015 г., включительно.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка площадью 276200 кв.м, с кадастровым номером *****по адресу: *****, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы просят об отмене указанного решения и принятии по делу нового судебного акта в соответствии с доводами апелляционной жалобы, подписанной их представителем *****ым В.И., согласно которым, судом при вынесении решения были допущены нарушения норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя административного истца ООО "*****" - *****., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, ООО "*****" являлся собственником земельного участка общей площадью 276200 кв.м, с кадастровым номером *****, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для жилищного строительства, объектов культурно-социального назначения и рекреационных целей, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20 августа 2015 г., запись о государственной регистрации права собственности N *****внесена в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 12 ноября 2004 г. По решению единственного участника общества с ограниченной ответственностью "*****", оформленному протоколом от 17 сентября 2015 г. N 16, указанный спорный земельный участок разделен на земельный участок площадью 271 090 кв.м, с кадастровым номером *****и земельный участок площадью 5 110 кв.м, с кадастровым номером *****. Сведения о вновь созданных (сформированных в результате раздела) земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости 16 сентября 2015 г.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу статьи 24.15 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
При этом согласно статье 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Из содержания приведенных норм права следует, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в абзаце 1 статьи 24.19 названного Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекших за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
По результатам государственной кадастровой оценки земель города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N687-ПП, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2014 г. в размере 2 104 922 962 руб.
Административный истец не согласившись с результатами определения кадастровой стоимости земельного участка, оспорил их в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве, путем подачи 29 декабря 2015 г. заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по городу Москве от 19 января 2016 г. N ***** административному истцу отказано в удовлетворении просьбы о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка по основанию установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N 687-ПП, административный истец представил суду отчет об оценке от 21 декабря 2015 г. N *****, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", согласно данному отчету рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 1373280158 руб.
На указанный отчет получено положительное экспертное заключение Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "*****" от 25 декабря 2015 г. N *****.
В ходе рассмотрения дела Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы предоставили суду письменные возражения на заявленные административные исковые требования, в которых указали на несоответствие предоставленного административным истцом отчета об оценке объекта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки.
Поскольку представителями административного истца - *****., *****. было заявлено ходатайство о назначении по делу оценочной судебной экспертизы, то на основании статьи 77 Кодекса административного судопроизводства РФ определением Московского городского суда от 2 июня 2016 г. по административному делу была назначена оценочная судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью "*****" *****у Ю.В.
По заключению оценочной судебной экспертизы от 23 августа 2016 г. N *****, проведенной экспертом общества с ограниченной ответственностью "*****" *****ым Ю.В.:
- отчет от 21 декабря 2015 г. N *****, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью "*****", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки;
- рыночная стоимость земельного участка общей площадью 276 200 кв.м, с кадастровым номером *****по адресу: *****, по состоянию на 1 января 2014 года составляет 1 374 000 000 руб.
Административный истец согласился с указанными выводами оценочной судебной экспертизы, полагая их объективными и достоверными, подав дополнительное (уточненное) административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость спорного нежилого здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 г. в размере, установленном в заключении оценочной судебной экспертизы.
Оценив заключение судебной экспертизы, суд пришел к выводу о том, что определенная в экспертном заключении от 23 августа 2016 г. N ***** итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчёты, проведённые в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2014 года.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд удовлетворил заявленные требования, приняв заключение оценочной судебной экспертизы от 23 августа 2016 г. N ***** в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего несоответствие отчета от 21 декабря 2015 г. N ***** об оценке рыночной стоимости земельного участка, требованиям законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, а также подтверждающего величину рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года земельного участка в размере 1 374 000 000 руб., указав, что установленная решением кадастровая стоимость объектов капитального строительства применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 г. по 15 сентября 2015 г. включительно, по основаниям того, что 16 сентября 2015 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о вновь созданных (сформированных в результате раздела) земельных участках.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "*****" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного, обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, судебная коллегия находит необоснованными.
В силу положений пункта 2 статьи 375 и статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральный законодатель, вводя государственную кадастровую оценку спорного объекта оценки для целей налогообложения, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта оценки, равной его рыночной стоимости.
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при проведении судебной экспертизы, также не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, в решении им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Решение Московского городского суда от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности *****а В.И. - без удовлетворения.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.