Судебная коллегия апелляционной инстанции Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.,
судей Юдиной А.М., Снегиревой Е.Н.,
при секретаре Микаэлян К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Семченко А.В. административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы на решение Московского городского суда от 18 августа 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Акционерного общества "Импульс" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами 77:03:0006001:1096, 77:03:0006001:1135, 77:03:0006001:1146 установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1096, общей площадью 9 679,4 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 356 074 386 (триста пятьдесят шесть миллионов семьдесят четыре тысячи триста восемьдесят шесть) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1135, общей площадью 3 804,5 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, строение 3, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 138 135 110 (сто тридцать восемь миллионов сто тридцать пять тысяч сто десять) рублей.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1146, общей площадью 2 324,3 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, строение 21, равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 73 001 184 (семьдесят три миллиона одна тысяча сто восемьдесят четыре) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости названных зданий, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Датой подачи заявления Акционерного общества "Импульс" о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 декабря 2015 года.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки",
установила:
АО "Импульс" обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений об установлении кадастровой стоимости: здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1096, общей площадью 9 679,4 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10 (здание 1), равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 356 074 386 рублей; здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1135, общей площадью 3 804,5 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, строение 3 (здание 2), равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 138 135 110 рублей; здания с кадастровым номером 77:03:0006001:1146, общей площадью 2 324,3 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, строение 21 (здание 3), равной рыночной, определённой по состоянию на 1 января 2014 года, в размере 73 001 184 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником указанных выше нежилых зданий.
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2014 года установлена кадастровая стоимость здания 1 в размере 504 221 047,09 рублей, здания 2 - в размере 196 923 849,47 рублей, здания 3 - в размере 130 544 438,97 рублей.
По мнению административного истца, кадастровая стоимость зданий значительно превышает их рыночную стоимость.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просят Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Росреестра по Москве, ФГБУ "ФКП Росреестра" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Судом установлено, что АО "Импульс" на праве собственности принадлежат нежилые здания: с кадастровым номером 77:03:0006001:1096, общей площадью 9 679,4 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10; с кадастровым номером 77:03:0006001:1135, общей площадью 3 804,5 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, строение 3; с кадастровым номером 77:03:0006001:1146, общей площадью 2 324,3 кв.м, расположенное по адресу: город Москва, улица Электродная, дом 10, строение 21.
По результатам государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства на основании Постановления Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N 688-ПП в отношении указанных объектов установлена кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2014 года: здания 1 в размере 504 221 047,09 рублей, здания 2 - в размере 196 923 849,47 рублей, здания 3 - в размере 130 544 438,97 рублей.
Административный истец в обоснование заявленных требований представил отчет от 22 декабря 2015 года, составленный ООО "----".
На отчет об оценке получено положительное экспертное заключение.
Возражая против заявленных требований, Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы представили письменные пояснения, согласно которым отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
Определением Московского городского суда от 20 мая 2016 года по делу назначено проведение судебной оценочной экспертизы, производство которой поручено эксперту ООО ---- "---".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 25 июня 2016 года представленный административным истцом отчет об оценке не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. По состоянию на 01 января 2014 года рыночная стоимость здания 1 определена в размере 356 074 386 рублей, здания 2 в размере 138 135 110 рублей, здания 3 в размере 73 001 184 рублей.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 названной статьи является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость объектов недвижимости должна быть установлена в размере их рыночной стоимости на основании заключения судебной оценочной экспертизы.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам.
Как разъяснено в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что при назначении судебной оценочной экспертизы суд первой инстанции исходил из необходимости определения рыночной стоимости объекта в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований не доверять представленному заключению экспертизы у судебной коллегии не имеется.
Заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта. Экспертом в заключении дан ответ на поставленный судом вопрос и приведены выводы о размере рыночной стоимости объекта недвижимости.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, длительный стаж экспертной работы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных, по мнению заявителей апелляционной жалобы, нарушениях экспертом при проведении судебной экспертизы, не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского городского суда от 18 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.