Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей А.Н. Пономарёва, В.В. Лукьянченко, при секретаре Д.А. Михайлове, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе В.А. Шешени на решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 6 июня 2016 года по административному иску В.А. Шешени к Федеральной таможенной службе России о признании незаконным решения предоставить письменные решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей, обязании начислить и выплатить проценты на сумму возвращённых таможенных платежей
установила:
В.А. Шешеня обратился в суд с указанным выше административным иском к Федеральной таможенной службе России, полагая нарушенными свои права в результате того, что административным ответчиком ему не было направлено решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Кроме того, полагал, что ему должны быть начислены проценты на указанные суммы, поскольку они были возвращены таможенным органом несвоевременно.
Решением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 6 июня 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе В.А. Шешени ставится вопрос об отмене решения, при этом заявитель ссылается, среди прочего, на рассмотрение дела в его отсутствие без надлежащего уведомления о месте и времени судебного заседания.
В заседании судебной коллегии представитель Федеральной таможенной службы России М.В. Скрипниченко, по доверенности от 21 декабря 2015 года, просила решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие В.А. Шешени, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего о причинах своей неявки и не представившего доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Федеральной таможенной службы России, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.
При этом суд в силу п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ обеспечивает состязательность и равноправие сторон, проверяя, что последние извещены о месте и времени судебного заседания в соответствии с требованиями главы 9 КАС РФ.
В нарушение приведённых законоположений суд не распределил согласно ч. 9, 11 ст. 226, ч. 3 ст. 62 КАС РФ бремя доказывания между сторонами, не установил обстоятельств, имеющих значение для дела применительно к названным в судебном акте нормам права, и рассмотрел дело, не известив надлежащим образом В.А. Шешеню о месте и времени судебного заседания.
Из материалов дела усматривается, что 27 апреля 2016 года судебное разбирательство было отложено на 6 июня 2016 года из-за неявки В.А. Шешени, однако, последний о месте и времени следующего судебного заседания не извещался и дело было рассмотрено судом в его отсутствие.
Изложенное свидетельствует о нарушении судом первой инстанции одного из принципов административного судопроизводства -состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (п. 7 ст. 6 КАС РФ), а также иных связанных с ним законоположений, возлагающих на суд обязанность по выполнению требований ст. 96, ст. 97 КАС РФ, направленных на извещение лиц, участвующие в деле, с соблюдением установленной законом формы и в установленные законом сроки.
Неисполнение этих требований закона в силу п. 3 ст. 309 КАС РФ влечёт отмену решения суда и направление административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть следующее.
Решения о возврате процентов, по поводу которых возник спор, принимаются таможенными органами, наделёнными ФТС России, являющейся главным администратором доходов федерального бюджета, соответствующими бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (в дальнейшем - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
В силу пункта 9 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьёй 148 настоящего Федерального закона.
При этом пунктом 6 ст. 147 Закона N 311-ФЗ определено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращённую в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днём взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Из анализа указанных норм права следует, что при нарушении месячного срока рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов таможенный орган самостоятельно принимает решение о начислении пеней.
Таким образом, суду при решении вопроса о законности отказа в начислении пени следует исходить из того, было ли заявление В.А. Шешени от 27 апреля 2012 года о возврате таможенных платежей рассмотрено административным ответчиком в указанный выше месячный срок со дня его поступления и имелись ли предусмотренные законом условия, при которых пени не начисляются, к числу которых относится возврат таможенных платежей в соответствии со ст. 148 Закона N 311-ФЗ. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Кроме того, суду при новом рассмотрении дела следует учесть разъяснения по спорному вопросу, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
При разрешении требований о направлении решения о возврате излишне уплаченных им таможенных платежей районный суд не вправе ограничиваться применением положений ч. 5 ст. 175 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", поскольку они предписывают таможенному органу только сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, не устанавливая форму такого сообщения.
Соответствующая форма решения таможенного органа о возврате (зачёте) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов согласно ч. 15 названной статьи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
В настоящее время спорные правоотношения в этой части регулируются Приказом Федеральной таможенной службы от 3 мая 2011 г. N 898 "Об утверждении форм решений о возврате (зачёте) денежных средств" (зарегистрирован в Минюсте РФ 3 июня 2011 г. регистрационный N 20940).
При таком положении суду при новом рассмотрении дела следует проверить, содержит ли направленное административному истцу сообщение таможенного органа всю необходимую информацию, предусмотренную в названной форме, с тем, чтобы обеспечить ему возможность ознакомления с содержанием принятого в отношении него решения в целях реализации его права, предусмотренного п. 2 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Руководствуясь ст. 311, п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 6 июня 2016 года отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.