Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Донец Л.С., поданную в интересах ФГУП "Национальные рыбные ресурсы", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 312 Останкинского района города Москвы от 10 мая 2016 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N N 312 Останкинского района города Москвы от 10 мая 2016 года ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Решением судьи Останкинского районного суда города Москвы от 30 мая 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" Донец Л.С. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Донец Л.С. просит об изменении названных судебных актов, указывая на суровость назначенного наказания, ссылаясь на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении штраф ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" был оплачен; срок уплаты штрафа пропущен незначительно; при назначении административного наказания судебные инстанции не приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П; малозначительность совершенного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный данным Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Из системного толкования ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и ст. 32.2 КоАП РФ следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" в нарушение требований ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ в установленный законом срок не уплатило административный штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, наложенный на него вступившим в законную силу постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Мурманск, ЗАТО г. Североморск, ЗАТО г. Заозерск, ЗАТО Александровск, Кольского района, ЗАТО Видяево по использованию и охране земель N = от 03 июня 2015 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ. Указанными действиями ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 05 апреля 2016 года; постановлением о назначении административного наказания от 03 июня 2015 года; платежным поручением от 01 апреля 2016 года; решением Арбитражного суда Мурманской области от 01 октября 2015 года; постановлением Тринадцатого Арбитражного суда апелляционного суда от 11 января 2016 года; постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2015 года и другими материалами дела.
Указанным доказательствам дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" к административной ответственности не нарушены.
Ссылка в жалобе на то, что совершенное ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" правонарушение является малозначительным, несостоятельна.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного ФГУП "Национальные рыбные ресурсы", оснований для признания его малозначительным и освобождения указанного юридического лица от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, в том числе с учетом приведенных в жалобе доводов, не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Вопреки доводам жалобы, характер, совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, объектом посягательства которого является общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого вытекает из обязанности граждан и юридических лиц соблюдать Конституцию РФ, свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушения в указанной сфере, выразившегося в пренебрежительном отношении к административному законодательству и исполнению обязанности перед государством.
Помимо изложенного, рассматривая настоящее дело об административном правонарушении, полагаю необходимым указать на содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П разъяснения о том, что в системе действующего правового регулирования освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не может использоваться для целей учета имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица. Кроме того, освобождение от административной ответственности путем признания правонарушения малозначительным во всех случаях, когда правоприменительный орган на основе установленных по делу обстоятельств приходит к выводу о несоразмерности наказания, предусмотренного конкретной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеру административного правонарушения, противоречило бы вытекающему из принципа справедливости принципу неотвратимости ответственности, а также целям административного наказания и не обеспечивало бы решение конституционно значимых задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП Российской Федерации).
С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения, не имеется.
Вместе с тем имеются основания для снижения наложенного на Общества размера административного штрафа заслуживают внимания.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что на момент возбуждения данного дела об административном правонарушении административный штраф, наложенный на ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" постановлением должностного лица от 03 июня 2015 года, был в полном объеме уплачен (л.д. 4), при этом период просрочки составил менее одного месяца, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в сумме 200 000 рублей в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного, постановление мирового судьи судебного участка N 312 Останкинского района города Москвы от 10 мая 2016 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" подлежат изменению путем снижения назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Донец Л.С. в защиту ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" - удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 312 Останкинского района города Москвы от 10 мая 2016 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 30 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" изменить путем снижения назначенного ФГУП "Национальные рыбные ресурсы" административного наказания в виде административного штрафа с 200 000 рублей до 100 000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка N 312 Останкинского района города Москвы от 10 мая 2016 года и решение судьи Останкинского районного суда города Москвы от 30 мая 2016 года оставить без изменения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.