Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу *** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 363 района Хамовники г.Москвы от 29 января 2016 года и решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 363 района Хамовники г. Москвы от 29 января 2016 года начальник испытательного центра МИБП ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России *** А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.60 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Решением судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба *** А.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе *** А.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.60 КоАП РФ, указывая на соответствие проведенных испытаний для сертификации вакцины требованиям Государственной фармакопеи и нормативной документации, наличие у МИБП ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России аккредитации в области "Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине" на проведение аккредитации; малозначительность совершенного правонарушения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Административная ответственность по ст. 14.60 КоАП РФ наступает за выдачу юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), измерений, иных заключений и документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в случае приостановления аккредитации или ее отсутствия.
Порядок проведения аккредитации в национальной системе аккредитации регламентирован Федеральным законом от 23 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон N 412-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 412-ФЗ аккредитация в национальной системе аккредитации - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
На основании ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).
Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) проводят исследования (испытания) и измерения продукции в пределах своей области аккредитации на условиях договоров с органами по сертификации.
Аккредитованное лицо - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном Федеральном законом N 412-ФЗ (пункт 5 статьи 4).
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 09.10.2015 N 512-П-ВД Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) проведена внеплановая документарная проверка органа по сертификации и испытательного центра ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России, в ходе которой был рассмотрен протокол испытаний N С0844/БВ/15 от 09.04.2015, подписанный начальником лаборатории бактериальных вакцин *** Т.И. и начальником испытательного центра МИБП *** А.А.
По результатам указанной проверки установлен факт выдачи ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России протокола исследований (испытаний) NС0844/БВ/15 от 09.04.2015 со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в отсутствие аккредитации на право оценки соответствия вакцин (код ОКП 93 83200) по показателям "извлекаемый объем".
Указанные действия начальника испытательного центра ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России *** А.А. квалифицированы по ст. 14.60 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность начальника испытательного центра МИБП ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России *** А.А. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; обращением Следственного комитета РФ от 22 сентября 2015 N 252 пр-06/15; приказом Росаккредитации о проведении внеплановой документарной проверки от 09.10.2015 года; актом проверки от 03.11.2015; заданием на проведение испытания МИБП 19.02.2015; должностной инструкцией начальника испытательного центра; аттестатом аккредитации испытательной лаборатории; протоколом испытания N С0844/БВ/15 от 09.04.2015 года, а также иными материалами дела.
При рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении мировым судьей и судьей районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины *** А.А. в его совершении.
Довод жалобы об отсутствии в действиях *** А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.60 КоАП РФ, поскольку испытательный центр ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России имеет аттестат аккредитации, который включает в себя все виды продукции иммуннобиологических лекарственных препаратов (п.4), в том числе по коду ОКП 938300 - "Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине" является несостоятельным, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами, в частности приложением к аттестату аккредитации испытательной лаборатории (центра) N РОСС RU.0001.21ФЛ32 являющимся его неотъемлемой частью, выданным 11 января 2013 г. Федеральной службой по аккредитации на имя Федерального государственного бюджетного учреждения "Научный центр экспертизы средств медицинского применения" Министерства здравоохранения Российской Федерации, действительного по 10 августа 2016 г., из которого усматривается, что раздел 3 Приложения (препараты биологические (93 8000) в п. 3.4, предусматривающего в качестве объекта подтверждения соответствия "Вакцины, анатоксины и токсины, применяемые в медицине", не содержит такой показатель исследования (испытания) или измерения как "извлекаемый объем".
Между тем статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" закреплены следующие понятия: 1) аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации; 2) аттестат аккредитации - это документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации; 3) область аккредитации - это сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
При таких обстоятельствах, выдача ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России протокола исследований (испытаний) лекарственного средства "Превенар 13" (вакцина пневмококковая полисахаридная конъюгированная адсорбированая, тринадцативалентная) суспензия для внутримышечного введения шприц 0,5 мл\доза N С0844/БВ/15 от 09.04.2015, где приведен перечень проводимых в отношении названного препарата испытаний, в том числе "извлекаемый объем", со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в отсутствие в аттестате аккредитации права оценки соответствия вакцин по коду ОКП 93 83200 по показателям "извлекаемый объем" является нарушением перечисленных выше норм, а, следовательно образует в действиях начальника испытательного центра ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России *** А.А., подписавшего указанный протокол, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.60 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в выдаче юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), измерений, иных заключений и документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в случае приостановления аккредитации или ее отсутствия.
Довод жалобы о том, что совершенное правонарушение является малозначительным, не влечет отмену состоявшихся по делу решений. Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. С учетом конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. Применение положений статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного рассматривать жалобу.
В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Учитывая характер совершенного *** А.А. административного правонарушения, последствия которого может повлечь недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизнь и здоровью людей в результате воздействия исследуемой продукции и связанных с ней процессов, наличие у *** А.А. возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, с учетом того, что совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области аккредитации и сертификации, в том числе, лекарственных препаратов, оснований для признания вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.60 КоАП РФ, малозначительным в соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ, и применения последствий малозначительности, не имеется.
Иные приводимые заявителем доводы не опровергают выводы судебных инстанций о том, что непосредственно использованные методы исследований (испытаний) для определения соответствия товара установленным требованиям отсутствуют в области аккредитации испытательной лаборатории. Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления мирового судьи и решения судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности судебными инстанциями не нарушен, каких - либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении *** А.А. наказания были учтены фактические обстоятельства дела, а также характер совершенного административного правонарушения.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей назначено с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ст. 14.60 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.13 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 363 района Хамовники г.Москвы от 29 января 2016 года и решение судьи Хамовнического районного суда г. Москвы от 11 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.60 КоАП РФ в отношении начальника испытательного центра МИБП ФГБУ "НЦЭСМП" Минздрава России ***без изменения, жалобу *** - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.