Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Курбанова Ж. Х. на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 31 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 31 мая 2016 года гражданин Республики Таджикистан Курбанов Ж.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Решением судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба Курбанова Ж.Х. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Курбанов Ж.Х. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства он не нарушал, поскольку у него имеется действительная миграционная карта и патент на осуществление трудовой деятельности, по которому он своевременно производил оплату авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения гражданина Республики Таджикистан Курбанова Ж.Х. к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении сведения о том, что 30 мая 2016 года в 12 часов 30 минут в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 4 ОП УВД на ММ ГУ МВД России по г.Москве по адресу: *** выявлен Курбанов Ж.Х., который не имел при себе документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации, а именно: паспорта и миграционной карты, что указывает на нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации.
С таким выводами судебных инстанций нельзя согласиться по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (п. 4 ст.2 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ).
В ходе производства по делу об административном правонарушении Курбанов Ж.Х. последовательно указывал на то, что отсутствовавшие на момент проверки документы, подтверждающие законность его временного пребывания на территории Российской Федерации, у него имелись.
Указанному доводу судебными инстанциями надлежащая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Как следует из материалов дела, гражданин Республики Таджикистан Курбанов Ж.Х. прибыл на территорию Российской Федерации 16 сентября 2015 года, ему выдана миграционная карта, он первоначально поставлен на миграционный учет 21 сентября 2015 года до 15 декабря 2015 года (л.д.6,39).
Согласно выписке из АС ЦБДУИГ ФМС России Курбанов Ж.Х. получил патент 09 октября 2015 года и 23 октября 2015 года заключил трудовой договор с ЗАО "Хлебозавод N18". Срок пребывания иностранного гражданина неоднократно продлевался по ходатайству принимающей стороны ЗАО "Хлебозавод N18" до 09 июля 2016 года, что также подтверждается копиями миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина, сообщением ОУФМС России по г.Москве в САО от 02.06.2016 NМС-9/09-596 (л.д.6, 34-40).
Изложенное свидетельствует о том, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Курбанова Ж.Х. к административной ответственности (30 мая 2016 года), документы, подтверждающие право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, у него имелись, основания для вывода о нарушении Курбановым Ж.Х. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в виде отсутствия документов не имелось.
Суждение судьи районного суда и судьи Московского городского суда о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, сделано без учета приведенных выше положений Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 31 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Курбанова Ж.Х. удовлетворить.
Постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 31 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 18 июля 2016 года по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Курбанова Ж. Х. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.