Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Мирзаабдуллаева У. Х. на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 06 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 06 июня 2016 года гражданин Республики Узбекистан Мирзаабдуллаев У.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда.
Решением судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба Мирзаабдуллаева У.Х. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе Мирзаабдуллаев У.Х. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что на момент задержания сотрудниками полиции он был поставлен на миграционный учет, у него имелась действительная миграционная карта, подтверждающая его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 06 июня 2016 года в 09 часов 00 минут на платформе станции метро "Аннино" по адресу: *** в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками 8 о/п УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве был выявлен гражданин Республики Узбекистан Мирзаабдуллаев У.Х., который в нарушение ст.ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации, а именно: миграционной карты. Указанные действия Мирзаабдуллаева У.Х. квалифицированы по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о виновности Мирзаабдуллаева У.Х. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном правонарушении; протокол об административном задержании; письменные объяснения Мирзаабдуллаева У.Х.; рапорт сотрудника 8 о/п УВД на ММ ГУ МВД России по г. Москве; справку УФМС; выписку из АС ЦБДУИГ ФМС России; письменные объяснения свидетеля Андрианова М.С.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда согласился с выводами судьи районного суда.
С указанными выводами судебных инстанций нельзя согласиться.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с данным Федеральным законом (п. 1).
Согласно п. 4 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 года N 413 "О миграционной карте", миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации.
Пункт 10 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2004 N413, возлагает на иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, обязанность иметь миграционную карту в течение срока его пребывания в Российской Федерации и сдавать ее при выезде из Российской Федерации.
Согласно п.3 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321 (далее - Порядок) для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Решение о продлении срока временного пребывания по заявлению иностранного гражданина или принимающей его стороны о продлении срока временного пребывания принимается не позднее трех рабочих дней со дня принятия данного заявления к рассмотрению (п.9 указанного Порядка).
В случае принятия решения о продлении срока временного пребывания в миграционной карте иностранного гражданина уполномоченным должностным лицом проставляется отметка (п. 11 Порядка).
В ходе производства по делу Мирзаабдуллаев У.Х., последовательно указывал на то, что его миграционная карта на момент составления протокола об административном правонарушении находилась на оформлении в УФМС России по г. Москве с целью продления срока его пребывания.
Однако данный довод заявителя был оставлен судебными инстанциями без внимания.
Согласно материалам дела, а именно справке из АС ЦБДУИГ ФМС России, Мирзаабдуллаев У.Х. въехал на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 03 марта 2016 года ему выдана миграционная карта N***. Первоначально срок пребывания на территории Российской Федерации был установлен Мирзаабдуллаеву У.Х. до 01 июня 2016 года (л.д. 14). 04 апреля 2016 года Мирзаабдуллаеву У.Х. был выдан патент на осуществление трудовой деятельности N *** от 04 апреля 2016 года. Сведения об аннулировании патента в материалах дела отсутствуют.
Как следует из представленных Мирзаабдуллаевым У.Х. в суд второй инстанции копий миграционной карты, уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, должностным лицом уполномоченного в сфере миграции государственного органа было принято решение о продлении срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации с 02 июня 2016 года до 04 сентября 2016 года (л.д.34, 35).
Следовательно, по состоянию на 06 июня 2016 года, на дату выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к ответственности, у Мирзаабдуллаева У.Х. имелась действительная миграционная карта, подтверждающая его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Таким образом, вывод судьи районного суда и судьи Московского городского суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, является ошибочным, сделан без учёта приведённых выше положений нормативных актов и не основан на фактических обстоятельствах дела.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 06 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Мирзаабдуллаева У.Х. подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Мирзаабдуллаева У.Х. - удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 06 июня 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 04 июля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Мирзаабдуллаева У. Х., отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.