Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Семеновой С.А., поданную в интересах ООО Фирма "МИКА" на вступившие в законную силу постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЦАО от 14 августа 2014 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 ноября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением начальника ОУФМС России по г. Москве в ЦАО от 14 августа 2014 года ООО Фирма "МИКА" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей.
Не согласившись с данным постановлением должностного лица, ООО Фирма "МИКА" подана жалоба в порядке, предусмотренном ст. 30.1 - 30.2 КоАП РФ, в Тверской районный суд г. Москвы, решением судьи которого от 12 ноября 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба ООО Фирма "МИКА" без удовлетворения.
Решением судьи Московского городского суда от 14 марта 2016 года постановление должностного лица, решение судьи Тверского районного суда оставлены без изменения, жалоба ООО Фирма "МИКА" без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Семенова С.А. просит об отмене названных постановления должностного лица и судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку ответственной за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина является организация ООО "Мираж", арендовавшая у ООО Фирма "МИКА" помещение, что подтверждается представленным Обществом письмом из Управы Тверского района г. Москвы, которому судебными инстанции дана ненадлежащая оценка; необоснованный отказ судьи районного суда в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей; о вынесении должностным лицом постановления о назначении административного наказания, а также о составлении протокола об административном правонарушении Общество не было извещено; допущенные органом миграционной службы нарушения порядка проведения проверки юридического лица, установленного Административным регламентом по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников РФ и использовании их труда; нарушение должностным лицом сроков проведения административного расследования и составления протокола об административном правонарушении.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ (здесь и далее законоположения приведены в редакции, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием к привлечению ООО Фирма "МИКА" к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут административную ответственность, установленную ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Согласно примечанию к названной норме в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13 названного Федерального закона работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ разрешением на работу является документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Как следует из материалов дела, 07 октября 2013 года в 16 час. 00 мин. в ходе проверки выполнения требований миграционного законодательства сотрудниками ОППМ ОУФМС России по г. Москве в ЦАО по адресу: _.., выявлен факт привлечения ООО Фирма "МИКА", в нарушение требований пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ к трудовой деятельности гражданина Республики Армения П_. А.Г., который на момент проведения проверки осуществлял кирпичную кладку в ремонтируемом здании в качестве подсобного рабочего по вышеуказанному адресу, при отсутствии у него разрешения на работу.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО Фирма "МИКА" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Вместе с тем имеются основания для отмены обжалуемых судебных актов.
29 мая 2014 года в городе Астане подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, которым Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией учрежден Евразийский экономический союз, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных данным Договором и международными договорами в рамках Союза.
В силу пункта 1 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
10 октября 2014 года в городе Минске подписан Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Данный Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, который устанавливает право граждан Республики Армения осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу, вступил в силу 02 января 2015 года.
Данный Договор отменяет административную ответственность субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики Армения при отсутствии у них разрешения на работу.
Сведений об исполнении постановления начальника ОУФМС России по г. Москве в ЮАО от 14 августа 2014 года в материалах дела не имеется.
Таким образом, положения Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года имеют обратную силу, распространяются на ООО Фирма "МИКА", совершившего административное правонарушение до его вступления в силу.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЦАО от 14 августа 2014 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 ноября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении ООО Фирма "МИКА" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Жалобу защитника Семеновой С.А.- удовлетворить.
Постановление начальника ОУФМС России по г. Москве в ЦАО от 14 августа 2014 года, решение судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 ноября 2015 года и решение судьи Московского городского суда от 14 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО Фирма "МИКА" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.