Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Работкина М.В. в защиту Бобохонова С. на вступившие в законную силу постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 июня 2016 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 мая 2016 года гражданин Республики Таджикистан Бобохонов С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пять тысяч) рублей с административным выдворением путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Решением судьи Московского городского суда от 28 июня 2016 года данное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника Работкина М.В. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник Работкин М.В. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на малозначительность совершенного Бобохоновым С. административного правонарушения, указывая при этом на то, что Бобохонов С. имеет миграционную карту, которая на момент его задержания находилась в УФМС России по г. Москве, куда он подал документы для продления регистрации, патент, на основании которого он осуществляет трудовую деятельность в ГБУ "*****", где характеризуется положительно, страховой полис добровольного медицинского страхования, успешно сдал экзамен на владение русским языком, знание истории и основ законодательства Российской Федерации, был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Москва, ***** до 17 августа 2016 года.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу решение судьи Московского городского суда от 28 июня 2016 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершённые в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ) законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлён в соответствии с данным Федеральным законом (п. 1).
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением, в том числе, случая, когда на день истечения указанных сроков ему продлён срок временного пребывания (п. 2).
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами. Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (п. 4).
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 17 мая 2016 года в 04 часа 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Малыгина, д. 10, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками отдела МВД России по Лосиноостровскому району г. Москвы был выявлен гражданин Республики Таджикистан Бобохонов С., в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Бобохонов С. в нарушение ст.ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов, подтверждающих законность его пребывания на территории Российской Федерации (миграционной карты). Указанные действия Бобохонова С. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Приходя к выводу о виновности Бобохонова С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, судья районного суда сослался на совокупность исследованных доказательств, а именно: протокол об административном задержании; протокол об административном задержании; рапорт сотрудника отдела МВД России по Лосиноостровскому району г. Москвы; выписку из АС ЦБДУИГ ФМС России.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья Московского городского суда также пришел к выводу о наличии в действиях Бобохонова С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
С таким выводом судебных инстанций нельзя согласиться.
По смыслу ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, имеет право пребывать на территории России в случае принятия решения федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами решения о продлении ему срока временного пребывания до истечения такого срока.
На основании п. 3 Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (приложение к приказу ФМС России от 29 июня 2015 г. N 321) для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подаёт в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Решение о продлении срока временного пребывания в случаях, установленных пунктами 2 и 5 статьи 5 Федерального закона, принимается посредством фиксации уполномоченным сотрудником территориального органа ФМС России факта приема от иностранного гражданина или принимающей его стороны заявления или ходатайства, предусмотренного пунктом 2 статьи 5 Федерального закона, а также факта выдачи иностранному гражданину или продления срока действия документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 5 Федерального закона, в учётных документах территориального органа ФМС России (п. 9).
После принятия решения о продлении срока временного пребывания по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 3 Порядка, в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания (приложение N 2 к Порядку) (п. 11).
Согласно изученным материалам, Бобохонов С. въехал на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, 06 февраля 2016 года, ему выдана миграционная карта серия *****. 19 марта 2016 года Бобохонов С. поставлен на миграционный учет по месту пребывания на срок до 05 мая 2016 года. 18 мая 2016 года решением территориального органа Федеральной миграционной службы срок пребывания Бобохонова С. продлен до 17 августа 2016 года. Данные обстоятельства подтверждаются копией миграционной карты серия *****, выданной Бобохонову С. при въезде на территорию Российской Федерации, с отметками территориального отдела УФМС России по г. Москве о продлении срока его пребывания на территории Российской Федерации (л.д. 31, 32), информацией из АС ЦБДУИГ ФМС России на имя Бобохонова С. (л.д. 13-18).
Кроме того, 15 марта 2016 года отделом внешней трудовой миграции УФМС России по г. Москве Бобохонову С. выдан патент на работу серии *****.
Следовательно, 17 мая 2016 года у Бобохонова С. имелись действительная миграционная карта и патент с уплаченными фиксированными авансовыми платежами, подтверждающими его право на временное пребывание на территории Российской Федерации.
Таким образом, вывод судьи районного суда и судьи Московского городского суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, является ошибочным, сделан без учета приведенных выше положений Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ и не основан на фактических обстоятельствах дела.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 июня 2016 года подлежат отмене, производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу Работкина М.В. в защиту Бобохонова С. удовлетворить.
Постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 19 мая 2016 года и решение судьи Московского городского суда от 28 июня 2016 года по делу об административном правонарушении по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Бобохонова С. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.