Московский городской суд в составе: председательствующего судьи Жигалевой Е.Б.,
прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Радина А.В.,
адвоката Бузиной О.В., представившей удостоверение и ордер;
без участия обвиняемого Щипанцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Переудиной М.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Бикетова И.В. на постановление Пресненского районного суда города Москвы от 14 октября 2016 года, которым
Щипанцеву С. А., обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ,
избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 02 месяца 00 суток, т.е. по 14 декабря 2016 г.
Заслушав доклад судьи Жигалевой Е.Б., объяснения адвоката Бузиной О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Радина А.В., полагавшей необходимым постановление суда оставить без изменения, суд
установил:
Уголовное дело возбуждено 28.01.2016 г. по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ, в отношении неустановленных лиц.
14.10.2016 г. Щипанцев С.А. был задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, в этот же день ему предъявлено обвинение по ч.4 ст. 111 УК РФ.
Срок предварительного следствия продлен уполномоченным должностным лицом до 28.01.2017 г.
Обсудив доводы ходатайства следователя об избрании в отношении Щипанцева С.А. меры пресечения в виде заключения под стражу, суд признал его обоснованным, и постановлением от 14 октября 2016 года избрал Щипанцеву С.А. арест на период, указанный в постановлении.
В апелляционной жалобе адвокат Бикетов И.В. указывает на незаконность постановления суда, а избрание меры пресечения в виде заключения под стражу считает необоснованным и немотивированным. Отмечает, что предварительным следствием не представлено, а судом не установлено, ни одного доказательства намерения Щипанцева С.А. скрыться от органов следствия. В материалах дела отсутствуют достоверные сведения о том, что Щипанцев С.А. скроется от органов предварительного расследования и суда. Суд рассмотрел ходатайство следователя формально, не обсудил возможность избрания залога.
Просит постановление суда отменить.
Проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит постановление суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения.
По смыслу закона избрание в качестве меры пресечения заключения под стражу допускается только после проверки судом обоснованности подозрения в причастности лица к совершенному преступлению. Обоснованное подозрение предполагает наличие достаточных данных о том, что лицо могло совершить преступление (лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; потерпевший или очевидцы указали на данное лицо как на совершившее преступление; на данном лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления и т.п.).
Суд первой инстанции, основываясь на материалах, представленных в подтверждение ходатайства, проверил достаточность данных об имевшем место событии преступления и обоснованно согласился с утверждением следственных органов о причастности Щипанцева С.А. к инкриминируемому ему деянию, без вхождения в обсуждение вопросов о доказанности, либо недоказанности его вины, и с учетом личности обвиняемого, а также фактических обстоятельств дела и характера общественной опасности преступления, в совершении которого обвиняется Щипанцев С.А., не нашел возможным согласиться с позицией стороны защиты об избрании в отношении Щипанцева С.А. иной меры пресечения.
При рассмотрении ходатайства об избрании меры пресечения суд тщательно проверил наличие в приобщенных к ходатайству следователя материалах конкретных сведений, указывающих на причастность к совершенному преступлению именно Щипанцева С.А., и дал этим сведениям правильную юридическую оценку в своем решении.
Из представленных материалов следует, что ходатайство следователя об избрании в отношении обвиняемого Щипанцева С.А. меры пресечения в виде заключения под стражу заявлено перед судом в рамках возбужденного уголовного дела, уполномоченным лицом и отвечает требованиям ст. 108 УПК РФ. Задержание Щипанцева С.А. проведено в соответствии с требованиями УПК РФ.
Как следует из обжалуемого постановления, решение об избрании в отношении Щипанцева С.А. меры пресечения в виде заключения под стражу судом надлежащим образом мотивировано и обосновано.
При решении вопроса об избрании в отношении Щипанцева С.А. меры пресечения в виде заключения под стражу судом приняты во внимание положения ст. 97, 99, 108 УПК РФ и приведены в постановлении конкретные фактические обстоятельства, на основании которых принято решение об избрании данной меры пресечения.
Согласно ст. 97 УПК РФ мера пресечения избирается при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый скроется от предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Удовлетворяя ходатайство следователя, суд принял во внимание, что Щипанцев С.А. обвиняется в совершении умышленного преступления, относящегося к категории особо тяжкого, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет. Ранее Щипанцев С.А. привлекался к уголовной ответственности, имеет непогашенную судимость, не имеет легального источника дохода, что характеризует его как личность.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии достаточных оснований полагать, что Щипанцев С.А., находясь на свободе, может скрыться от следствия и суда, продолжить заниматься преступной деятельностью, либо иным образом воспрепятствовать производству по делу.
Выводы суда об этом основаны на представленных органами следствия материалах, исследованных в ходе судебного заседания с участием сторон, не согласиться с которыми у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Мотивированный вывод суда о невозможности применения к Щипанцеву С.А. иной, более мягкой меры пресечения, суд апелляционной инстанции находит правильным, поскольку он основан на материалах дела, представленных следователем в обоснование его ходатайства.
Суд первой инстанции учел состояние здоровья Щипанцева С.А.
Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии у обвиняемого Щипанцева С.А. заболеваний, препятствующих содержанию его в условиях следственного изолятора, в материалах дела не содержится.
Кроме того, лицам, содержащимся под стражей, гарантировано оказание необходимой медицинской помощи.
Постановление суда основано на объективных данных, содержащихся в представленных материалах органов следствия, обосновывающих заявленное ходатайство, и принято в полном соответствии с требованиями ст. 108 УПК РФ, с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих основания и порядок избрания срока содержания под стражей и вынесено с учетом исследованных в судебном заседании доказательств.
Вопреки доводам жалобы адвоката Бикетова И.В., из протокола судебного заседания следует, что судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, на основе состязательности сторон.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что судебное решение об избрании Щипанцеву С.А. меры пресечения в виде заключения под стражу, принято судом с соблюдением норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих разрешение судом данного вопроса.
Вопросы о виновности-невиновности в инкриминируемом преступлении, вопросы квалификации действий обвиняемого, не разрешаются судом апелляционной инстанции при проверке законности постановления об избрании меры пресечения.
Постановление суда первой инстанции отвечает требованиям ч.4 ст.7 УПК РФ.
П. "с" ч.1 ст. 5 Европейской конвенции "О защите прав человека и основных свобод", вступившей в силу для РФ 05.05.1998 года, предусматривает арест или задержание лица, произведенные с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать скрыться после его совершения.
Каких-либо нарушений прав, предусмотренных Конституцией РФ и Конвенцией "О защите прав человека и основных свобод", влекущих отмену данного постановления, в том числе по доводам жалобы, суд апелляционной инстанции также не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд
постановил:
Постановление Пресненского районного суда города Москвы от 14 октября 2016 года об избрании Щипанцеву С. А. меры пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения, а апелляционную жалобу адвоката, без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.