Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Михалевой Т.Д.,
при секретаре Уголковой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-306/2016 по административному исковому заявлению Корнева К.И., Яковченко С.П. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года,
установил:
Корнев К.И. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:0054, общей площадью 7 755 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября по состоянию на 01.01.2014 г. в размере *** руб., ссылаясь на то, что является собственником 1/5 доли указанного земельного участка, собственником 4/5 является Яковченко С.П. Постановлением Правительства г.Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2014 г. кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере ***коп.
Яковченко С.П. обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:102, общей площадью 1 768 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября по состоянию на 01.01.2014 г. в размере ***руб., ссылаясь на то, что является собственником указанного земельного участка, кадастровая стоимость которого определена на основании постановления Правительства г.Москвы N 687-ПП от 21 ноября 2014 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" по состоянию на 01.01.2014 г. составила ***коп.
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельных участков по мнению административных истцов значительно превышает их рыночную стоимость, с связи с чем они считают возможным воспользоваться своим правом на определение кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляют отчет N ОЮ-16-06-15 ООО "Экспертиза собственности".
Определением Московского городского суда от 5 февраля 2016 года административные дела по искам Яковченко С.П. и Корнева К.И. объединены в одно производство.
В ходе рассмотрения дела административными истцами заявленные требования уточнены на основании проведенной по делу судебной оценочной экспертизы, Корнев К.И. просил установить кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2014 г. земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:0054, общей площадью 7 755 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября в размере ***руб.; Яковченко С.П. просил установить кадастровую стоимость по состоянию на 01.01.2014 г. земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:102, общей площадью 1 768 кв.м,, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября равной его рыночной стоимости в размере ***руб.
Представитель административных истцов по доверенности Грибов Е.Е. в судебное заседание явился, по изложенным в иске основаниям поддержал уточненные исковые требования.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Васнева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, заявила о несогласии с заключением судебной оценочной экспертизы о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, представила письменные возражения.
В адрес суда от представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также возражения, в которых содержится просьба об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не просил.
С учетом надлежащего извещения не явившихся сторон о времени и месте судебного заседания, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных сторон.
Выслушав объяснения представителя истцов, представителя ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, в том числе заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими 'лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с указанной статьей Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания части 4 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в государственной кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, административные истцы как собственники земельных участков вправе в силу вышеприведенных требований закона обратиться в суд с исковым заявлением об установлении их кадастровой стоимости соответствующей рыночной. При этом, проверка достоверности установленной в отношении данных объектов недвижимости кадастровой стоимости равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административных истцах. Если административные ответчики возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
В пункте 3 статьи 424 ГК РФ дано понятие рыночной цены - это цена, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено, что административный истец Корнев К.И. является собственником 1/5 доли земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:0054, общей площадью 7 755 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановскии, пос. Знамя Октября, собственником 4/5 доли является Яковченко СП., которому также на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020425:102, общей площадью 1 768 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октябр.я
Постановлением Правительства г.Москвы N 687-ПП от 21 ноября 1014 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в г. Москве по состоянию на 01.01.2014 г.: кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:0054 по состоянию на 01.01.2014 г. составила *** коп., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:102 по состоянию на 01.01.2014 г. составила ***коп.
Заявляя требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков соответствующей рыночной, Корнев К.П., Яковченко С.П. представили в суд отчет ОЮ-16-06-15 ООО "Экспертиза собственности" от 19.10.2015 г., в соответствии с которым рыночная стоимость оцениваемых объектов недвижимости составила ***руб. соответственно.
Согласно экспертному заключению от 14.12.2015 г. N3-0677/15 Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация "АРМО" отчет N ОЮ-16-06-15 ООО "Экспертиза собственности" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Учитывая наличие возражений относительно представленного отчета об оценке со стороны административного ответчика, административными истцами заявлено ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы для определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.
Определением Московского городского суда от 01 марта 2016 г. назначена судебная оценочная экспертиза об определении рыночной стоимости земельных участков, проведение которой поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью "Городская коллегия оценщиков".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы общества с ограниченной ответственностью "Городская коллегия оценщиков" от 30 марта 2016 года рыночная стоимость земельного участка 50:27:0020425:0054, общей площадью 7 755 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября, составляет ***рублей, рыночная стоимость земельного участка 50:27:0020425:102, общей площадью 1 768 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября, составляет ***рублей.
Производство судебной экспертизы регламентировано ст.ст. 77-79, 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2001 N73-Ф3 "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", которые определяют правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Согласно статье 41 указанного выше закона, в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой статьи 41 (негосударственных судебных экспертов) распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".
Из содержания статьи 25 Федерального закона N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также ст. 82 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что в заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебную экспертизу; сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы; сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененных методов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.
Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссии экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в государственном судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу. Заключение эксперта должно состоять из трех частей: вводной, исследовательской и выводов. Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного (производства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки N 1,2, 3, 7, утверждённым приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части подлежащей применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Выводы экспертов не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение, расчет рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости объектов оценки.
В рамках ответа на вопрос при расчете рыночной стоимости объектов недвижимости - земельных участков эксперт применил сравнительный и доходный подходы к оценке недвижимости, обоснован отказ от затратного подхода. Величины корректировок, введенных экспертом в расчете, подтверждены источниками.
Экспертом описаны количественные и качественные характеристики объектов исследования; дана характеристика местоположения исследуемых объектов; краткая характеристика Новомосковского и Троицкого административного округа (ТиНАО); транспортная доступность к участкам, подъездные пути, расположение относительно крупных транспортных магистралей; месторасположение между ТТК и МКАД; приведены внешние факторы среды, существенно влияющие на стоимость объектов оценки; дано определение корректировки на местоположение, на площадь.
В заключении эксперта содержится анализ рыночной ситуации земельных участков г.Москвы, анализ факторов внешней среды, дан краткий обзор основных показателей рынка торговой недвижимости в городе Москве. Экспертом приведены обоснования выбора подходов при определении рыночной стоимости объекта недвижимости, объекты-аналоги не имеют существенных различий. Величины поправок на вид передаваемых прав, на дату предложения, на торг, на удаленность от МКАД, на площадь земельного участка, на наличие коммуникаций, а также внесение весовых коэффициентов и применение других корректировок, введенных экспертом в расчете, обоснованы и подтверждены источниками.
В заключении приведены ссылки на источники информации, а также приобщены копии материалов, использованные экспертом при проведении исследования и иллюстрирующие заключение эксперта.
Заключение судебной экспертизы выполнено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у экспертов соответствующей специальности. Материалами дела подтверждается, что эксперт Горислов И.А. имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности более 7,5 лет; является членом Общероссийской общественной организации "Российское общество экспертов", имеет высшее образование РГУ нефти и газа им. Губкина, по специализации инженер и Диплом о профессиональной переподготовке Московской Финансовой-Промышленной Академии по программе профессиональной переподготовки "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)"; эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Правильность заключения экспертизы административными ответчиками не опровергнута, доказательств об иной рыночной стоимости спорного объекта капительного строительства, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность экспертного заключения, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, Правительством Москвы и Департаментом городского имущества города Москвы не представлено, ходатайств о повторной экспертизе сторонами не заявлено, возражения относительно выводов судебной экспертизы подписаны лицом, компетентность которого в сфере оценочной деятельности соответствующими документами не подтверждена. В этой связи ставить заключение судебной экспертизы под сомнение у суда оснований не имеется, поэтому суд с учетом изложенного выше, устанавливает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером участка 50:27:0020425:102, общей площадью 1 768 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября, в размере ***рублей, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:0054, общей площадью 7 755 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября, в размере ***рублей.
В соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-Ф3, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:102, общей площадью 1 768 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября в размере ***рублей на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Яковченко С.П. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 16 декабря 2015 года.
Установить по состоянию на 1 января 2014 года кадастровую стоимость соответствующую рыночной земельного участка с кадастровым номером 50:27:0020425:0054, общей площадью 7 755 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября в размере ***рублей на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Корнева К.И. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости считать 28 декабря 2015 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0020425:102, 50:27:0020425:0054, расположенных по адресу: г. Москва, п. Рязановский, пос. Знамя Октября в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.