Московский городской суд в составе председательствующего судьи Колосовой С.И., при секретаре Давтян М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1047/2016 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ТЛВ-К" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЛВ-К" (далее - ООО "ТЛВ-К") обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости, уточнив исковые требования, просило установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3 753,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, дом 20, корп.3, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года, в размере 325 486 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д.20, корп.3, и плательщиком налога на имущество организаций. Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 г. N688-ПП "Об утверждении результатов кадастровой оценки объектов капитального строительства в городе Москве" утверждена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119 в размере 459 955 823,49 рублей. По мнению административного истца, кадастровая стоимость здания существенно превышает размер его рыночной стоимости. Несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости нежилого здания его рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта налогообложения.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "ТЛВ-К" по доверенности Гришаненко Е.В. административные исковые требования поддержал полностью по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений, полагал, что заключение судебной оценочной экспертизы не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Представитель административных ответчиков Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Петлинский П.В. в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать, поддержал ранее представленные письменные пояснения по делу, полагал, что, обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически пытается изменить размер налоговых платежей.
Представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и Управления Росреестра по Москве о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела по существу, не заявили.
С учетом надлежащего извещения ответчиков о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ООО "ТЛВ-К" подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что ООО "ТЛВ-К" является собственником объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, дом 20, корп.3, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 ноября 2011 года серии 77-АН N67275.
Указанное нежилое здание поставлено на государственный кадастровый учет 27 мая 2012 года.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве по состоянию на 01 января 2014 года утверждены постановлением Правительства Москвы от 21 ноября 2014 года N688-ПП.
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, кадастровая стоимость спорного здания утверждена в размере 459 955 823,49 рублей.
Вместе с тем, административный истец полагает, что установленная кадастровая стоимость нежилого здания значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как собственника, поскольку влечет увеличение размера налога на имущество организаций.
ООО "ТЛВ-К" в силу положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации и Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку принадлежащее ему здание является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровая стоимость спорного объекта.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
В этой связи доводы письменных пояснений представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы о том, что ООО "ТЛВ-К" не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости со ссылкой на то обстоятельство, что такое обращение имеет своей целью уменьшение императивно установленного налогового платежа, суд находит необоснованными, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Кроме того, целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.
Суд находит, что обращение ООО "ТЛВ-К" в суд с настоящим административным исковым заявлением в полной мере согласуется с вышеприведенными положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость нежилого помещения ООО "ТЛВ-К" представило отчет об оценке рыночной стоимости нежилого здания N280-Ю/15 от 18 декабря 2015 года, подготовленный ООО "Оценка Плюс", в соответствии с которым рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, по состоянию на 01 января 2014 г. определена в размере 325 486 000 рублей.
На указанный отчет административным истцом представлено положительное экспертное заключение от 18 декабря 2015 г. N23/2016, составленное экспертом Общероссийской общественной организацией "Российское общество оценщиков".
Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания и 11 мая 2016 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москве.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 24 мая 2016 года ООО "ТЛВ-К" было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного выше объекта недвижимости, в том числе по мотиву несоответствия представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 20 и 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости для проверки доводов административного истца и возражений административных ответчиков, а также в целях установления юридически значимых обстоятельств по делу определением Московского городского суда от 19 августа 2016 года по настоящему административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО "Независимый Консалтинговый "Эталонъ".
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 26 августа 2016 года представленный административным истцом отчет об оценке рыночной стоимости N280-Ю/15 от 18 декабря 2015 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
По результатам проведенных исследований эксперт пришел к выводу о том, что рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, по состоянию на 01 января 2014 года составляет 371 510 000 рублей.
Оснований не доверять заключению судебной оценочной экспертизы у суда не имеется, поскольку эксперт Балашов В.П. предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, имеет специальное высшее образование, достаточный стаж экспертной работы.
Анализ экспертного заключения свидетельствует о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.
Определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость спорного объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение экспертизы основано на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, в нем приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в городе Москве в районах, идентичных району расположения объекта оценки. Экспертом произведена оценка объекта с учетом его количественных и качественных характеристик; корректировки приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 01 января 2014 года.
Суд находит, что экспертное заключение полностью соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими собранными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что экспертное заключение является недостоверным, содержит ничем не обоснованные научные выводы и математические и методологические ошибки, сторонами по делу не представлено, на наличие таких недостатков экспертного заключения стороны не ссылались.
Доводы представителя административного истца о том, что заключение судебной оценочной экспертизы не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ничем не обоснованы. В чем состоит несоответствие экспертного заключения требованиям закона, представитель административного истца не указал.
При этом суд расценивает заключение судебной оценочной экспертизы как относимое и допустимое доказательство, каких-либо нарушений закона при проведении экспертизы экспертом не допущено. Само по себе несогласие с выводами экспертного заключения не свидетельствует о необоснованности заключения.
Поскольку противоречия в выводах эксперта или заинтересованность эксперта в исходе рассматриваемого спора отсутствуют, оснований не доверять экспертному заключению не имеется.
Таким образом, результаты отчета об оценке N280-Ю/15 от 18 декабря 2015 года, выполненного ООО "Оценка плюс", на которые ссылается административный истец в обоснование требований об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости и определенной по состоянию на 01 января 2014 года, полностью опровергаются заключением судебной оценочной экспертизы.
Доказательств, свидетельствующих об ином размере рыночной стоимости спорного нежилого здания, сторонами суду не представлено.
Пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным частично удовлетворить административное исковое заявление ООО "ТЛВ-К", установив кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, д.20,корп.3, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 371 510 000 рублей.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Поскольку ООО "ТЛВ-К" с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного нежилого здания обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную при Управлении Росреестра по Москва, 11 мая 2016 года, то в соответствии с правилами статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, то есть с 01 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной оценки.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ТЛВ-К" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, ул. Матвеевская, дом 20, корп.3, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2014 года удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, расположенного по адресу: город Москва, ул. Матвеевская, дом 20, корп.3, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01 января 2014 года в размере 371 510 000 (триста семьдесят один миллион пятьсот десять тысяч) рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119, общей площадью 3753,2 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Матвеевская, дом 20, корп.3, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Датой обращения Общества с ограниченной ответственностью "ТЛВ-К" в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером 77:07:0012010:1119 является - 11 мая 2016 года.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью "ТЛВ-К" - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.