Именем Российской Федерации
г. Москва 07 сентября 2016 года
Московский городской суд
в составе судьи фио,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.
при секретаре Васильковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1134/2016 по административному исковому заявлению фио об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 14 августа 2016 года N 15/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обязании Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 зарегистрировать фио в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва,
установил:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 года N291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 27 апреля 2016 года N 5/36-7 полномочия Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 возложены на территориальную избирательную комиссию Ломоносовского района города Москвы.
Решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 14 августа 2016 года N 15/1 фио, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209.
Оспаривая правомерность отказа в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209, фио обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения ОИК N 209 от 14 августа 2016 года N 15/1, обязании ОИК N 209 незамедлительно зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209, выдать удостоверение установленного образца.
В обоснование административного искового заявления фио ссылался на то, что для регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 он представил в избирательную комиссию все требуемые документы, включая подписные листы с необходимым числом подписей избирателей в поддержку его выдвижения. При сборе подписей избирателей установленный порядок был соблюдён.
Доводы со стороны избирательной комиссии о недействительности (недостоверности) значительного числа представленных подписей избирателей считал необоснованными, не отражающими действительного содержания подписных листов, оформленных в соответствии с законодательством. Так, заключение эксперта носит вероятностный характер, поэтому не должно приниматься во внимание комиссией. В подписных листах отсутствуют повторяющиеся подписи, хотя комиссией таковыми признаны 335 подписи. Сведения об умерших лицах представлены неуполномоченным на это органом. Отсутствуют ведомости на все 1559 недействительные подписи. Решение комиссии препятствует в осуществлении его конституционного права быть избранным.
Административный истец фио, его представители фио и Кухарь А.В. в судебное заседание явились, административное исковое заявление с учетом дополнений поддержали, пояснили, что проверка подписей избирателей была проведена с нарушением требований действующего избирательного законодательства, указанное в оспариваемом решении ОИК N 209 количество недостоверных (недействительных) подписей является завышенным.
Представители административного ответчика ОИК N 209 фио и фио в удовлетворении административного искового заявления фио просили отказать, ссылаясь на то, что действия ОИК N 209 по проверке подписных листов кандидата фио и отказу в его регистрации кандидатом в депутаты соответствовали требованиям Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Выслушав объяснения административного истца фио, его представителей фио и Кухаря А.В., представителей административного ответчика ОИК N 209 - фио и фио, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, Московский городской суд не находит оснований для удовлетворения заявленных фио требований.
Как видно из материалов дела, 08.07.2016 г. фио в Комиссию представлены документы для уведомления о выдвижении кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N 209 в порядке самовыдвижения.
В соответствии с решением Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 29.07.2016 N 10/10 количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N 209 в соответствии с частью 5 статьи 44 Закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" составляет 15 415.
03.08.2016 г. фио в Комиссию представлены документы для регистрации кандидата, предусмотренные статьей 41 Федерального закона от 22.02.2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в том числе подписные листы на 5679 л. в 15 папках с количеством подписей 16161 (том 1 л.д. 70-72).
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных фио, составленному рабочей группой 12 августа 2016 года по результатам проверки 16 161 подписей избирателей, выявлено 1559 или 9,6 процентов недостоверных (недействительных) подписей избирателей, 14602 достоверных подписей избирателей (том 1 л.д. 14).
С учётом этого решением ОИК N209 от 14 августа 2016 года N 15/1 в регистрации фио было отказано на основании части 1, пункта 7 части 7 статьи 51 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N20-ФЗ (том 1 л.д. 45-46).
Доводы административного истца о необоснованном исключении подписей избирателей не нашли своего подтверждения и опровергаются представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно ч. 3 ст. 3, ч.ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания урегулирован Федеральным законом 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ ст. 6 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе списков кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения их политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях" право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, списки кандидатов (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 22.02.2016 N 20-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, вправе выдвинуть свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу на выборах депутатов Государственной Думы.
Гражданин Российской Федерации, выдвинувший свою кандидатуру в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию письменное уведомление о самовыдвижении, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения и адрес места жительства (ч. 4 ст. 41 Федерального закона). Одновременно с уведомлением им представляются документы, перечисленные в ч. 5 ст. 41 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ.
В соответствии п. 1 ст. 34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч. 5 ст. 44 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы должны быть собраны подписи избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, - не менее 3 тысяч подписей избирателей.
Перечень документов, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы, определен ст. 47 Федерального закона от 22.04.2014 N 20-ФЗ, частью 2 которой предусмотрено, что кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, вместе с документами, указанными в части 1 настоящей статьи, также представляет:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок. Количество представляемых подписей избирателей может превышать необходимое для поддержки выдвижения (самовыдвижения) кандидата количество подписей, установленное частью 5 статьи 44 настоящего Федерального закона, но не более чем на 5 процентов;
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 15 статьи 45 настоящего Федерального закона;
3) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, на бумажном носителе и в машиночитаемом виде, составленный в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 8 статьи 45 настоящего Федерального закона;
4) копию документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов.
Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ определено, что при проведении выборов в федеральные органы государственной власти регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3, 3.1 ст. 33 настоящего Федерального закона, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов урегулированы ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ст. 45 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ.
Согласно ч.ч. 9, 10 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Подпись признается недействительной при обнаружении нарушений, указанных в п.п. 1, 2, 4, 5, 7-10, 12-14 ч. 15 ст. 49 этого же закона.
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2012 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч. 9 ст. 99 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено верховным судом республики, краевым, областным судом, судом автономного округа, судом автономной области, а решение окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата также Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по заявлению окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, или кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение окружной избирательной комиссии было принято с нарушением требований, предусмотренных частью 7 статьи 51 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, подлежащих проверке, в силу п. 7 ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ являются основаниями для отказа в регистрации кандидата.
Решением избирательной комиссии от 29.07.2016 N 10/10 предусмотрено, что проверке подлежат все подписи избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7-го созыва.
Решением избирательной комиссии от 16.06.2016 N 2/2 с учетом решения от 29.07.2016 N 10/9 создана рабочая группа по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов, представленных в избирательную комиссию фио, от 12.08.2016 года признаны недействительными 1559 подписей избирателей, что составило 9,6 % от общего количества проверенных подписей, из них: повторяющаяся подпись одного и того же избирателя - 335, сведения об избирателе не соответствуют действительности (на основании справки органа регистрационного учета либо на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке) - 776 подписей, дата внесения подписи избирателя поставлена им не собственноручно - 448 подписей.
В соответствии с п. 3 ч. 15 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
По данному основанию комиссией признаны недействительными 776 подписей избирателей, собранных в поддержку фио
Установлено, что Комиссией 12.08.2016 г. в адрес начальника Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве направлен запрос (N 008/16) о проведении проверки списка жителей Черемушкинского одномандатного округа, представленного в ОИК N 209 кандидатом в депутаты ГД ФС Российской Федерации 7-го созыва фио (том 1 л.д. 171).
В материалы дела представлены сведения Центра адресно-справочной работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве от 12.08.2016 в отношении 400 избирателей, которые на момент сбора подписей в поддержку фио умерли.
Кроме того, названным органом ГУ МВД России по г. Москве в адрес избирательной комиссии представлены сведения в отношении лиц, сведения о которых не соответствуют действительности (несоответствие в паспортных данных, годах рождения, месте регистрации избирателей, отсутствие сведений об избирателях) на 454 листах в отношении 6911 избирателей.
Проверка на предмет соответствия действительности сведений об избирателях проводилась с использованием системы ГАС "Выборы" в соответствии с ч. 4 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ.
Как пояснил суду представитель избирательной комиссии, ввиду большого объема нарушений и невозможности проверки сведений обо всех 6911 избирателей в установленный законом 10-дневный срок проведена выборочная проверка данных в отношении 376 избирателей.
Данные действия комиссии, по мнению суда, требованиям избирательного законодательства не противоречат.
Ссылка административного истца на то, что справка в отношении умерших скреплена печатью упраздненного органа, является несостоятельной.
Из представленных документов следует, что данные представлены действующим структурным подразделением МВД России, а именно Центром адресно-справочной работы управления по вопросам миграции, подписаны руководителем данного структурного подразделения, имеют дату составления и исходящий номер. Оснований не доверять представленным сведениям не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что 776 подписей избирателей признаны избирательной комиссией недействительными в соответствии с порядком, предусмотренным избирательным законодательством, на основании документов органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ч. 15 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 49 Федерального закона N 20-ФЗ предусмотрено, что для проверки соблюдения требований, указанных в части 1 настоящей статьи, окружная избирательная комиссии может своим решением создавать рабочие группы. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, иных государственных органов. Заключения экспертов могу служить основание для признания недостоверными и (или) недействительными подписей избирателей, содержащихся в подписных листах. Заключение экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
По смыслу положений указанных норм эксперты, не входящие в состав рабочей группы, могут привлекаться к указанной проверке, их заключения, изложенные в ведомостях проверки подписных листов или ином документе, могут служить основанием для признания подписей избирателей недействительными в случаях, когда такое заключение требуется.
Довод фио о том, что заключение могут давать лишь эксперты, входящие в состав рабочей группы, основан не неправильном толковании вышеприведенных норм федерального законодательства.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в проведении референдума по основаниям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 24, подпунктом "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (недостаточное для регистрации количество достоверных подписей либо превышение установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей), суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Суду представлена подписанная экспертами ЭКЦ УВД по ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве справка об исследовании по проверке подписных листов, представленных фио, от 12.08.2016 N 861, которое послужило основанием для признания избирательной комиссией недействительными 448 подписей избирателей.
Из данного заключения усматривается, что комиссионное исследование подписей проводилось в составе 3 экспертов органов внутренних дел. При этом эксперт фио входила в состав рабочей группы на основании решения избирательной комиссии от 29.07.2016 N....
Суд считает, что такая форма экспертного заключения, содержащего вероятностный вывод о выполнении записи одним лицом, приемлема в рамках избирательного законодательства, не предусматривающего возможности опроса лиц на предмет принадлежности им записей и проведения почерковедческой экспертизы, и обусловлена отсутствием образцов, с которыми можно было бы сравнить исследуемый материал.
Оценив данное заключение в совокупности с данными, полученными при исследовании в судебном заседании подлинных подписных листов, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными 448 подписей избирателей.
В соответствии с ч. 13 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения (самовыдвижения) одного и того же избирателя считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Оспаривая действия избирательной комиссии по исключению указанного числа подписей, фио ссылался на то, что данные в ведомостях не соответствуют действительности, подписи избирателей, указанные в ведомостях проверки, не повторяются, а, кроме того, комиссией учтены ряд подписей, которые были исключены (вычеркнуты лицом, заверяющим подписные лицом).
При этом административный истец указал на необоснованность исключения 24 подписей избирателей, поскольку в ведомости проверки подписных листов папки 6 строк с 27 по 40 не указан код нарушения, в ведомостях проверки подписных листов папки 2 строках 20, 21, 29, папки 3 строках 1,2, папки 4 строках 27-28, папки 5 строках 30, 31, папки 7 строках 22, 23 повторяются нарушения в отношении одной и той же подписи.
Из объяснений представителей избирательной комиссии следует, что в ведомостях проверки подписных листов подписи избирателей, которые были исключены (вычеркнуты) лицом, заверяющим подписные листы, не учитывались. Однако при составлении ведомостей подписных листов по данному нарушению допущена техническая ошибка в указании нумерации папок.
Судом проведена выборочная проверка всех папок, в ходе которой выявлена 81 повторяющаяся подпись избирателей, на которые избирательная комиссия ссылалась как на недействительные.
Факт того, что в отношении одной и той же подписи избирателей в ведомости проверки подписных листов указанных выше папок необоснованно повторяется код нарушения, не установлен. Приведенные дважды в ведомости в отношении одной и той же подписи нарушения указаны правильно, поскольку повторение в этом случае одной и той же подписи имеет место быть в разных папках.
От дальнейшей проверки повторяющихся подписей сторона административного истца отказалась, ссылаясь на то, что само по себе неверное указание номеров папок в ведомостях проверки подписных листов, безусловно, влечет недействительность указанных ведомостей, и, как следствие, итогового протокола в части недействительности 335 повторяющихся подписей.
Судом установлено, что все папки прошиты и пронумерованы. Административным истцом и его представителями не отрицалось, что суду представлены именно те подписные листы, которые представлены в избирательную комиссию, и которые расположены в соответствующих папках в той последовательности, в какой представлялись в избирательную комиссию.
Отсутствие кода нарушения в ведомости проверки подписных листов папки 6 строк с 27 по 40 не искажает действительный смысл выявленного комиссией нарушения, поскольку из другой графы явно усматривается, что подписи признаны недействительными по основанию - "повторяющаяся подпись одного и тоже избирателя" (том 1 л.д. 142-145).
Кроме того, Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ не предусмотрено требование об обязательном включении кода нарушения в ведомости проверки подписных листов.
Более того, суд учитывает, что признание действительными 335 подписей в связи с неверным указанием номеров папок в ведомостях проверки подписных листов не повлияет на существо решения избирательной комиссии, поскольку общее количество недостоверных подписей (448+776=1224) в этом случае составит 7,6% от общего числа подписей, подлежащих проверке, что в силу п. 7 ч. 7 ст. 51 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Довод о том, что избирательная комиссия должна была составить ведомость проверки подписных листов с указанием оснований причин признания недействительными всех 1559 подписей избирателей, является ошибочным и основан на неправильном толковании норм материального права.
Федеральное законодательство не содержит требований о составлении ведомости проверки подписных листов в отношении недостоверных подписей, проверку которых осуществляла не избирательная комиссия, а эксперт, составивший соответствующее заключение, или иной орган, уполномоченный законодателем (в данном случае орган, осуществляющих регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства).
Избирательная комиссия должна составить итоговый протокол, что в данном случае выполнено было. Именно на основании итогового протокола в силу ч. 21 ст. 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата либо отказе в его регистрации.
Приведенные фио в судебном заседании доводы о том, что к проверке представленных им подписей избирателей привлекались посторонние лица, ничем не подтверждены.
Как следует из решения от 14 августа 2016 года N..., документы для регистрации кандидата в депутаты представлены фио 03 августа 2016 года. 12 августа 2016 года в 23 часа 55 минут им получен итоговый протокол проверки подписных листов. Вместе с ним переданы копии ведомостей проверки подписных листов, справка об исследовании от 12.08.2016 ..., список наличия сведений о смерти и список о недостоверных сведениях избирателей, что не отрицалось (том 1 л.д. 230).
14 августа 2016 года 23 часа 55 минут ОИК N209 вынесла решение, в соответствии с которым фио отказано в регистрации кандидатом в депутаты.
Согласно копии собственноручной записи фио копия протокола была вручена ему 12.08.2016 г. т.е. за 2 дня до вынесения решения об отказе в регистрации (14.08.2016 г.) в соответствии с ч. 21 статьи 49 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ.
Нарушение окружной избирательной комиссией 10-дневного срока для принятия решения со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, при том, что 12 августа 2016 года фио предоставлен итоговый протокол проверки подписных листов, содержащий сведения о количестве недействительных подписей, с приложенными документами об ущемлении его избирательного права не свидетельствует, основанием для отмены решения ОИК по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 14 августа 2016 года N ... не является.
При таком положении оспариваемое решение об отказе в регистрации фио в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва принято в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства, единогласно, полномочной ОИК N 209 при наличии кворума, принцип равенства кандидатов и права административного истца не нарушает.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что у ОИК N 209 отсутствовали правовые основания для регистрации фио кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, в связи с чем его требования подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 14 августа 2016 года N... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обязании Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 зарегистрировать фио в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через суд, вынесший решение.
Р Е Ш Е Н И Е
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
г. Москва 07 сентября 2016 года
Московский городской суд
в составе судьи фио,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.
при секретаре Васильковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1134/2016 по административному исковому заявлению фио об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 14 августа 2016 года N 15/1 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обязании Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 зарегистрировать фио в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва,
руководствуясь статьями 175-180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления фио об отмене решения Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 от 14 августа 2016 года N... об отказе в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, обязании Окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва по Черемушкинскому одномандатному избирательному округу N209 зарегистрировать фио в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия через суд, вынесший решение.
1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.