Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Раимжана *** на постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 22.08.2016, которым гражданин Кыргызской Республики Раимжан у.М. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ,
установил:
22.08.2016 в отношении гражданина Кыргызской республики Раимжана у.М. старшим инспектором ОВМ ОМВД РФ по району Ивановское ГУ МВД РФ по Москве составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Дело передано для рассмотрения в Перовский районный суд Москвы, которым вынесено указанное выше постановление.
Раимжан у.М. обратился в Московский городской суд с жалобой на постановление судьи, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события правонарушения.
В судебном заседании Раимжан у.М. доводы полностью поддержал.
Проверив также материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление суда подлежащим отмене.
В соответствии с ч.3 ст.18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные чч.1, 1.1, 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях настоящего Федерального закона иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений ст.2 названного Федерального закона, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
На основании п.1.ст.10 указанного Федерального закона документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. Одним из основных документов, подтверждающих законность нахождения иностранного гражданина на территории Российской Федерации и служащих для осуществления контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации, является миграционная карта, которая должна находиться у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания и подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу при выезде его из Российской Федерации (ст.25.9 Федерального закона).
Иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ, обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту. Отсутствие у него при себе на момент проверки одного из указанных документов является нарушением режима пребывания в РФ, что влечет административную ответственность по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Между тем, согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению Раимжану у.М. вменено отсутствие при въезде в РФ страхового медицинского полиса, что было выявлено должностными лицами полиции 22.08.2016 в 09.00 часов по адресу: Москва, ул. Москва, ул. Молостовых, д.***.
Судьей районного суда указано, что Раимжан у.М. нарушил положения ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Однако, с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статья 27 указанного федерального закона предусматривает случаи не разрешения въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства.
К таким случаям Федеральный закон относит в т.ч. случаи, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 ст.11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"; если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии и др.
Иностранному гражданину или лицу без гражданства, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию по одному из оснований, предусмотренных ч.1 настоящей статьи, въезд на территорию Российской Федерации разрешается при наличии письменного подтверждения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о применении в отношении указанных иностранного гражданина или лица без гражданства процедуры реадмиссии с указанием даты и предполагаемого пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Раимжан у.М. въехал на территорию РФ 26.07.2016 с целью работы.
Пункт 5 ст.27 Федерального закона 114-ФЗ, предусматривает, что въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории Российской Федерации, - до его представления, за исключением (на основе взаимности) сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных организаций, членов семей указанных лиц и других категорий иностранных граждан.
Однако, у должностных лиц отделения по вопросам миграции ОМВД РФ по району Ивановское ГУ МВД РФ по Москве при составлении 22.08.2016 протокола об административном правонарушении в отношении Раимжана у.М. отсутствовали основания для вывода о том, имел или не имел тот страховой медицинский полис при въезде в РФ.
Иные основания, предусмотренные положениями статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", для не разрешения Раимжану у.М. въезда в РФ по протоколу об административном правонарушении не вменялись.
Факт въезда Раимжана у.М. на территорию РФ 26.07.2016 свидетельствует о том, что необходимые документы для пересечения государственной границы РФ у Раимжана у.М. имелись.
Кроме того, Раимжан у.М. является гражданином Кыргызской Республики и прибыл на территорию РФ в безвизовом порядке на основании Соглашения от 30.11.2000 между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан "О взаимных безвизовых поездках граждан" (г.Минск), в связи с чем для въезда в РФ виза ему не требуется.
Следовательно, требования Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 N 335, предусматривающие наличие страхового медицинского полиса (п."в" ст.46 раздела 3), на него не распространяются.
В соответствии с п.2 Соглашения от 27.03.97 "Об оказании медицинской помощи гражданам государств участников Содружества Независимых Государств" (Москва), подписанного представителями стран участников СНГ, в том числе РФ и Кыргызской Республики, скорая и неотложная медицинская помощь при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности оказывается гражданам беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания.
С момента, когда устранена угроза жизни больного или здоровью окружающих и возможна его транспортировка, дальнейшее оказание медицинской помощи осуществляется на платной основе.
Согласно п.3 данного Соглашения, оказание плановой медицинской помощи гражданам на территории государства временного пребывания осуществляется на платной основе с проведением взаиморасчетов по договорным ценам или действующим прейскурантам.
Согласно требований ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина ограничен по основаниям, указанным в пунктах 2 и 5, органы пограничного контроля и орган миграционной службы в случаях, установленных Правительством РФ, проставляют соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина.
Однако, соответствующих отметок в документах Раимжана у.М., в том числе в предъявленном им национальном паспорте - не имеется.
Какие-либо сведения о принятии решения о запрете ему въезда в РФ в материалах дела также отсутствуют.
Более того, сам факт отсутствия на момент проверки страхового медицинского полиса не может являться основанием для привлечения к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, а именно за отсутствие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, поскольку страховой медицинский полис не является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на пребывание или проживание в РФ, поскольку полис медицинского страхования является документом, удостоверяющим право застрахованного лица на оказание медицинской помощи на территории Российской Федерации. (п.1 ст.45 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010)
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, помимо иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения.
Наличие события правонарушения судьей надлежащим образом установлено не было.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Указанные выше обстоятельства свидетельствует о необоснованности вывода суда о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ в действиях Раимжана у.М.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Раимжана у.М. прекращению на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Перовского районного суда Москвы от 22.08.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Раимжана *** отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Московского городского суда Мисюра С. Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.