Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Холикова А.Ж. на постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 28 сентября 2016 года, которым гражданин Республики Узбекистан Холиков А.Ж. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере *** рублей, с административным выдворением за пределы Российской Федерации, в форме самостоятельного контролируемого выезда из РФ,
установил:
27 сентября 2016 года УУП ОМВД РФ по Мещанскому району Москвы в отношении гражданина Республики Узбекистан Холикова А.Ж. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.8. КоАП РФ, дело передано в Мещанский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 28 сентября 2016 года гражданин Республики Узбекистан Холиков А.Ж. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с административным выдворением путем контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В настоящей жалобе Холиков А.Ж., выражая несогласие с указанным судебным актом, просит о его отмене, ссылаясь на то, что требования миграционного законодательства он не нарушал, поскольку, прибыв на территорию Российской Федерации, был поставлен на миграционный учет по месту пребывания.
В судебное заседание Холиков А.Ж. и его защитник К.К.Т. явились, доводы поданной жалобы полностью поддержали.
Исследовав также материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные чч.1, 1.1, 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абзац 9 п.1 ст.2).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Таким образом, миграционная карта подтверждает право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в России.
Из представленных материалов дела следует, что 27 сентября 2016 года в 17 часов 30 минут по адресу: Москва, Слесарный переулок, д.5, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства, проведённой сотрудниками ОМВД России по Мещанскому району г. Москвы, был выявлен гражданин Республики Узбекистан Холиков А.Ж., который в нарушение ст.ст.2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов (миграционной карты), подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации. Тем самым он, по мнению суда первой инстанции, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 г. N 413 "О миграционной карте", миграционная карта является документом, который содержит сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служит для контроля за его временным пребыванием в России.
Пункт 10 Правил использования миграционной карты, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.08.2004 N 413, возлагает на иностранных граждан, находящихся на территории РФ, обязанность иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту.
Миграционная карта сдается при выезде иностранного гражданина из РФ.
Из указанного следует, что миграционная карта служит для осуществления контроля за временным пребыванием иностранного гражданина на территории Российской Федерации и должна находиться непосредственно у иностранного гражданина в течение всего срока его временного пребывания для предъявления ее по требованию должностного лица органа, полномочного осуществлять проверку оснований пребывания иностранного гражданина на территории РФ.
В силу ст.25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.5 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
В настоящее время действует Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина и лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный Приказом ФМС России от 29.06.2015 N 321 (далее - Порядок).
Так, согласно пункту 3 Порядка для продления срока временного пребывания в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона иностранный гражданин или принимающая его сторона в течение срока временного пребывания подает в территориальный орган ФМС России или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление о продлении срока временного пребывания в произвольной форме.
Пункт 5 указанного Порядка предписывал также иностранному гражданину или принимающей его стороне одновременно с заявлением представлять:
а) документ, удостоверяющий личность;
б) документы, подтверждающие изменение условий, в связи с которыми иностранному гражданину был разрешен въезд в Российскую Федерацию, либо отсутствие у иностранного гражданина возможности покинуть территорию Российской Федерации в установленный Федеральным законом срок, и их копии.
В случае принятия решения о продлении в миграционной карте иностранного гражданина проставляется отметка о продлении срока временного пребывания иностранному гражданину или лицу без гражданства в Российской Федерации (п. 11 Порядка).
Из сведений АС ЦБД УИГ следует, что Холикову А.Ж., въехавшему на территорию РФ 10.06.2016, получена миграционная карта N**, он зарегистрирован по месту прибытия по адресу: г. Москва, Басманный район, ЦАО, Рубцовская набережная, д.3, стр.3 до 01.10.2016 года, принимающая сторона АО "***". Холиков А.Ж. имеет трудовой договор с АО "**" (л.д.52), в соответствии с действующим патентом N*** выданным 01.07.2016 г.
Как следует из материалов дела, данных АС ЦБДУИГ, истребованных при рассмотрении дела, документы о продлении Холикову А.Ж. срока пребывания в РФ были представлены в подразделение миграционной службы 27.09.2016 г., выданы документы - уведомление и миграционная карта 27.09.2016 г. о чем имеется отметка в документах, что совпадает с датой задержания 27.09.2016 г. Холикова А.Ж. сотрудниками полиции без миграционной карты.
Таким образом, следует признать, что в момент задержания миграционная карта Холикова А.Ж. находилась в территориальном подразделении миграционной службы, в связи с чем отсутствует вина Холикова А.Ж., а соответственно отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ в его действиях.
На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч.3 ст.18.8 КоАП РФ в отношении Холикова А.Ж. на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Мещанского районного суда Москвы от 28 сентября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении Холикова А.Ж. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Московского городского суда Неретина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.