Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шодиева З.Б. на постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2016 г., которым Шодиев З.Б. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения из Российской Федерации,
установил:
27 сентября 2016 г. в отношении гражданина Республики *** Шодиева З.Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с данным постановлением, Шодиев З.Б. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить. В обоснование жалобы указал на то, его вина в совершении административного правонарушения отсутствует, поскольку миграционная карта была сдана им в органы УФМС России по г. Москве для продления регистрации.
В судебное заседание Шодиев З.Б. явился жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержал.
Защитник Аминов В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом лично, под расписку. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
При таких обстоятельствах, на основании ст. 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие защитника Аминова В.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав защитника Шодиева З.Б., проверив доводы жалобы, усматриваю основания для отмены постановления судьи.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 27 сентября 2016 г. в 10 час. 30 мин. по адресу: ***, в ходе проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками полиции выявлен гражданин Республики *** Шодиев З.Б., который в нарушение ст. 2, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не имел при себе документов (миграционной карты), подтверждающих законность его пребывания в Российской Федерации.
Указанные выше обстоятельства суд посчитал надлежащим образом установленными и подтвержденными материалами дела, в связи с чем привлек Шодиева З.Б. к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он сделан без надлежащей проверки всех обстоятельств.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, его виновность в совершении административного правонарушения.
В силу положений чч. 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, который устанавливает, помимо прочего, основания и условия пребывания иностранных граждан на ее территории и признает иностранного гражданина законно находящимся в Российской Федерации, если он имеет действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (абз. 9 п. 1 ст. 2).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Статья 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, п. 10 Правил использования миграционной карты, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 августа 2004 N 413, возлагают на иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, обязанность иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и миграционную карту.
В силу ст. 1, 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ иностранные граждане временно проживающие на территории Российской Федерации обязаны при себе иметь документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, содержаний отметку о разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
При этом в отношении иностранных граждан, которым разрешено временное проживание на территории Российской Федерации, законом не возлагается обязанность иметь при себе помимо документа, удостоверяющего личность, миграционную карту.
Из материалов дела следует, что Шодиев З.Б. имеет миграционную карту серии ***, из которой усматривается, что Шодиев З.Б. поставлен на учет в территориальном органе ФМС России 27 сентября 2016 г. на срок до 24 декабря 2016 г, срок временного пребывания продлен до 01 октября 2016 г.
Данные обстоятельства подтверждены копией миграционной карты, оригинал которой обозревался судом апелляционной инстанции в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
Указанное выше свидетельствует об отсутствии в действиях Шодиева З.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и не было учтено судьей районного суда при вынесении постановления.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2016 г. не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 27 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Шодиева З.Б., отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.