Судья Московского городского суда Мисюра С.Л. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Городской супермаркет" Дрожиловой Ю.В. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 06.10.2016 о привлечении ООО "Городской супермаркет" к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ,
установил:
26.09.2016 и.о. заместителя начальника отдела надзора за питанием населения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве Гравшиной И.С. в отношении ООО "Городской супермаркет" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4. КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение Тверского районного суда г. Москвы.
Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 06.10.2016 ООО "Городской супермаркет" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 6.4. КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Городской супермаркет" Дрожилова Ю.В. просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях юридического лица состава вмененного правонарушения, а также допущенные в ходе производства по делу процессуальные нарушения.
В судебное заседание законный представитель ООО "Городской супермаркет" Садовин В.А. не явился, о дате слушания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым реестром и сведениями Интернет сайта ФГУП "Почта России". С учетом положений ст. 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Защитники ООО "Городской супермаркет" - Дрожилова Ю.В. и Радюшина Е.Н. в суде доводы жалобы поддержали.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав защитников Дрожилову Ю.В. и Радюшину Е.Н., допросив свидетеля Нарышкину С.Ю, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не нахожу.
Согласно ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что 21.09.2016 *** при проведении внеплановой выездной проверки супермаркета "Азбука вкуса" ООО "Городской супермаркет" по адресу: г. Москва, ул. Садовая Триумфальная, д.*** установлено нарушение ООО "Городской супермаркет" требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно, в нарушение требований ст.11,24 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучия населения"; п.п. 6.4,7.5,7.6,7.7,7.8,8.24,12.1 СП 2.3.61066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; п.3.8 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий"; п.3.2 СанПин 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", юридическим лицом совершены следующие действия:
- общее подвальное помещение приспособлено и используется для хранения пищевых продуктов;
- в одной холодильной камере хранятся пищевые продукты с нарушением правил товарного соседства, норм складирования, в т.ч. осуществляется совместное хранение яиц и молочной продукции, осуществляется совместное хранение сырых продуктов вместе с готовыми пищевыми продуктами;
- в проходном коридоре - вне складских помещений хранятся пищевые продукты;
- вблизи водопроводных и канализационных труб осуществляется хранение кондитерских изделий, напитков;
-не осуществляется контроль за влажностью воздуха в складских помещениях;
-на потолках помещения имеются протечки, полы имеют значительные выбоины, стены склада для хранения круп поражены плесневыми грибами, присутствует затхлый запах;
-из труб на момент проверки имелась течь;
-под потолком склада над стеллажами с продукцией проходят канализационные трубы;
-места входа и прохождения инженерных коммуникаций не герметичны; установлено наличие летающих мух и мух на липких лентах.
Данные нарушения создают угрозу жизни, здоровью людей.
Факт административного правонарушения и вина ООО "Городской супермаркет" в его совершении подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении от 26.09.2016, составленным в отношение ООО "Городской супермаркет" по ст. 6.4 КоАП РФ; распоряжением о проведении проверки в период с 19.09.2016 г. по 14.10.2016 г.; актом проверки от 26.09.2016 г. с фотографиями (без указания даты); решением о согласовании проведения проверки; служебной запиской начальника отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора Пискаревой И.И.; договором субаренды помещений;
Протокол об административном правонарушении и исследованные судом документы составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи чем суд обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления, оценив их по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В суде второй инстанции был допрошен свидетель Нарышкина С.Ю., которая подтвердила факт выявления в ходе проверки нарушений требований ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О Санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" СП 2.3.61066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" СанПин 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих". Нарышкина С.Ю. пояснила, что все указанные в акте проверки нарушения имели место.
В этой связи довод жалобы об отсутствии события правонарушения отклоняется как необоснованный.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с п.п. 6.4,7.5,7.6,7.7,7.8,8.24,12.1 СП 2.3.61066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях, хранилищах для овощей, фруктов и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров, установленных на видном месте, удаленных от дверей и испарителей; Хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции; При хранении пищевых продуктов должны соблюдаться правила товарного соседства, нормы складирования; Не допускается совместное хранение сырых продуктов и полуфабрикатов вместе с готовыми пищевыми продуктами, хранение испорченных или подозрительных по качеству пищевых продуктов вместе с доброкачественными, а также хранение в складских помещениях для пищевых продуктов тары, тележек, хозяйственных материалов и непищевых товаров; Все пищевые продукты в складских помещениях, охлаждаемых камерах, подсобных помещениях и т.п. должны храниться на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, легко поддающихся мойке и дезинфекции, и высотой не менее 15 см от пола; В организациях торговли запрещается реализация продукции при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; В организациях торговли не допускается наличие насекомых (вредные членистоногие), вредителей запасов и грызунов.
В соответствии с п. 3.8 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях;
В соответствии с п.3.2 СанПин 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", к числу основных мероприятий по защите объектов от синантропных членистоногих относятся: герметизация швов и стыков плит и межэтажных перекрытий, мест ввода и прохождения электропроводки, санитарно-технических и других коммуникаций через перекрытия, стены и другие ограждения, мест стыковки вентиляционных блоков;
Как установлено в ходе проведения проверки должностными лицами административного органа, требования вышеуказанных нормативно-правовых актов ООО "Городской супермаркет" не исполнены.
Доводы жалобы об отсутствии события правонарушения и отсутствии объективных доказательств вины юридического лица в совершении вмененного правонарушения проверены, но не нашли своего подтверждения.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении ООО "Городской супермаркет".
Доводы жалобы о том, что суд при вынесении постановления в его основу положил недопустимые доказательства - фотоматериалы, поскольку отсутствует информация о дате и месте их изготовления, не отражены характеристики фотоаппарата, с помощью которого эти фотографии были сделаны, являются необоснованными.
В соответствии со ст. 26.2 КРФоАП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Суд при рассмотрении дела, определил перечень имеющихся в деле доказательств, правомерно отнеся к ним все указанные в жалобе документы, в т.ч. и фотографии без указания даты, пришел к обоснованному выводу о том, что эти документы содержат в себе фактические данные, на основании которых суд устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Факт изготовлений указанных фотографий в ходе проверки подтвердила в суде свидетель Нарышкина Н.С.. Оснований сомневаться в правдивости этих показаний у суда не имеется.
Кроме того, судом первой инстанции указанный довод исследовался. Суд правомерно исключил из числа доказательств фотографии, сделанные в ходе ранее проведенной в ООО "Городской супермаркет" проверки.
Довод жалобы о нарушении должностным лицом процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности, а также требований ст.ст.15,16,20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в ходе рассмотрения жалобы не нашел своего подтверждения.
В соответствии с п.2 ст.10 ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки являются в т.ч. возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Как усматривается из материалов дела, основанием для проведения внеплановой проверки юридического лица послужили факты нарушения ООО "Городской супермаркет" санитарно-эпидемиологических требований при осуществлении торговли продовольственными товарами, изложенные в служебной записке, оригинал которой исследовался в суде второй инстанции. Как следует из служебной записки, нарушения, допущенные ООО "Городской супермаркет" влекут за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга граждан.
Установлено также, что ООО "Городской супермаркет" было заблаговременно уведомлено о проведении проверки. Представителю юридического лица своевременно вручено распоряжение о проведении проверки юридического лица; проверка юридического лица проводилась в присутствии его представителя. Протокол об административном правонарушении составлен, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в присутствии защитника юридического лица.
Таким образом, данных о нарушении проверяющим органом прав юридического лица в ходе производства по административному делу не получено.
Вопреки доводам жалобы процедура привлечения ООО "Городской супермаркет" к административной ответственности, в т.ч. порядок извещения юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела, а также срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Довод жалобы о неправильной квалификации действий ООО "Городской супермаркет" не обоснован. Юридическому лицу вменено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации общественных помещений - помещения магазина.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ образуют нарушения санитарно-эпидемиологических требований к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организаций торговли.
Как усматривается из протокола об административном правонарушении, ООО "Городской супермаркет" объективной стороной вмененного юридическому лицу правонарушения являются именно действия, выразившиеся в нарушении устройства, санитарно-технического состояния, содержания организации торговли.
Довод о чрезмерной суровости назначенного наказания, связанного с приостановлением деятельности магазина, нахожу необоснованным.
Наказание ООО "Городской супермаркет" назначено судьей в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12 и 4.1 КоАП РФ, с учётом обстоятельств и характера совершённого правонарушения, объектом которого является здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, и является справедливым.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы в отношение ООО "Городской супермаркет" по ст. 6.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Городской супермаркет" Дрожиловой Ю.В., - без удовлетворения.
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.